Перевозчики уверяют: таможня придумала, как заставить платить за транзитный груз

29 февраля 2012, 08:10
Десятки машин, загруженных транзитным грузом, скопились в портах Одессы и Ильичевска

Застрявший транзит. Простой одного контейнера обходится грузоперевозчикам в $100 в сутки. Фото: А. Сибирцева

В Одесском и Ильичевском портах вновь образовались заторы — на этот раз таможня не пускает транзитные контейнера. "Десятки машин, загруженных транзитным грузом, скопились в портах, — сообщил нам представитель украинской ассоциации международных автоперевозчиков Дмитрий Сергиенко. — Сотрудники таможни без всяких объяснений и оснований не пускают контейнера. Когда пытаешься выяснить, мол, чего ждем, в этом ведомстве туманно отвечают: "Есть такая команда от начальства". В итоге грузы стоят неделями, ожидая разрешения таможни на выезд из порта".

По его словам, ситуация дошла до абсурда: грузоперевозчики подают документы на прохождение таможенных формальностей, но бумаги даже не регистрируют в канцелярии как "входящие".

Реклама

"Таким образом, таможней создаются предпосылки для создания коррупционной схемы. Грузоперевозчиков специально толкают на дачу взяток — для предпринимателей простой груза равен банкротству", — пояснил Дмитрий Васильевич, добавив, что из-за искусственно созданного затора украинские превозчики транзитных грузов терпят колоссальные убытки, а иностранные компании, ранее возившие грузы через Одессу и Ильичевск, уходят в иностранные порты.

Читайте также: В Одессе после ананасов кокаин нашли в бананах

СТАВЯТ НА КОЛЕНИ. Одесские грузоперевозчики в разговоре с "Сегодня" лишь качают головой. "Традиционно в портах таможенники обкладывали взятками предпринимателей-импортеров и экспортеров. Брокеры тоже платили откупного. А вот обложить данью транзитные контейнера было практически невозможно, — утверждает директор одесских компаний грузоперевозчиков Евгений К. — По закону "О транзите", такие грузы не растаможиваются, а лишь проходят регистрацию. При этом государство берет официальную пошлину по 2 евро за один контейнер. Однако агенты компаний-транзитчиков символически всегда благодарили таможенников, давая тем по $50 за один пропущенный контейнер. По сравнению с размерами взяток, которой обложены брокеры и импортеры-экспортеры, — это мизер!".

Реклама

По словам Евгения, такая несправедливость явно обеспокоила кого-то из высших чинов Южной таможни, поэтому в начале 2012-го "зеленый" коридор для транзитчиков вдруг закрылся. "Штрафные санкции и оплата простоя одного контейнера стоят около $100 в сутки. За несколько недель приходится платить уже тысячи долларов! — подсчитывает бизнесмен. — Такие убытки не по карману транзитчикам, поэтому предприниматели сами ищут способы договориться с таможней. А та, предварительно создав кабальные условия, и рада идти нам навстречу! Например, в Ильичевске таможенники уже объявили транзитчикам размер благодарности — $500 за пропуск одного контейнера".

Читайте также: Наркотрафик в Украину: тонны кокаина попадают к нам через VIP-фирмы, имеющие покровителей во власти

ЗАТОРОВ НЕТ? В свою очередь, пресс-секретарь Южной таможни Елена Гусева сообщила нам, что проблем с пропуском транзитных контейнеров в портах нет. "Таможенное оформление транзитных грузов в Одесском и Ильичевском портах осуществляется в обычном режиме при полном отсутствии нестандартных ситуаций, — говорит сотрудница таможни. — На протяжении февраля 2012-го в режиме проходного транзита оформлено 1363 контейнера. Для сравнения: за аналогичный период 2011-го оформлено 1496 контейнеров, а за весь февраль 2010-го — только 1020 единиц. При этом среднее время таможенного оформления за январь составляет 49 минут, за февраль 45 минут".

Реклама

Гусева также подчеркивает, что в ОМТП и ИМТП поступают грузы из стран риска, что касается возможного перемещения наркотиков и предоставления фальшивых документов. "А это требует проведения комплекса таможенных процедур, — продолжает она. — Руководство таможни не располагает информацией относительно коррупционных действий со стороны должностных лиц Южной таможни. Если такая информация есть у предпринимателей, ее нужно сообщить в компетентные органы".

Теряем на транзите миллионы

По мнению одесского эксперта в транзитных грузоперевозках, кандидата технических наук Юрия Евсюкова, уменьшение размеров транзитных перевозок через одесские порты больно ударят по госбюджету. "Перевозка транзитных грузов чрезвычайно выгодный вид хозяйственной деятельности. Не вкладывая средства, Украина зарабатывает на транзите — иностранные компании пополняют госбюджет валютой. Однако за последнее время уровень транзита уменьшился до 5—6% от общего числа перевозимых контейнеров. Виной тому недостаточно четкие законы. А постоянно изменяемая система налогообложения и желание чиновников высшего звена "порулить" в ручном режиме приводят к коррупции. В результате, выгодные иностранные клиенты уходят в другие порты, а государство теряет миллионы долларов", — поясняет Юрий Валентинович.

Ранее в интервью "Сегодня" начальник Одесского порта Юрий Васьков говорил о том, что таможенные формальности уменьшают привлекательность украинских портов по сравнению с их естественными конкурентами в Констанце и Варне. К слову, грузооборот ОМТП в 2011 году едва превышал 1 млн тонн. Согласно официальной статистике грузоперевозчиков, время оформления таможенных документов грузов в немецких и голландских портах составляет не более 1 часа. В украинских — более 12 часов. А процент досмотра контейнеров в иностранных портах в десятки раз ниже, чем в украинских. У нас досматривают почти 100% контейнеров! В иностранных портах — 2—5%. А проблемы обнаружения запрещенных грузов в иностранных портах решают при помощи техники — рентгеновских аппаратов.

"Модные" перевозчики

Не все транзитные контейнеры простаивают в заторе. По словам грузоперевозчиков, из 300 работающих в одесских портах фирм-грузо­перевозчиков двум таможня дала добро на бесперебойную работу. "Эта пара получила прозвище "модных" — по примеру льготных брокеров. В этих фирмах проведут контейнер через таможню, но за услугу просят $2 тыс.", — пояснил нам грузоперевозчик Евгений К.