По ком звонит старейший колокол Одессы

20 ноября 2007, 18:24
"Сегодня" встретилась с одним из самых известных одесских звонарей — игуменом Киприаном

Ю.Андрианова

Реклама

Каждый из нас слышал перезвон церковных колоколов и, скорее всего, не раз ощущал в душе трепет и благоговение перед этой, почти небесной, музыкой... Вот уже пятнадцатый год игумен Киприан бьет в колокола в Свято-Ильинском мужском монастыре на Пушкинской.

ЧУДО-КОЛОКОЛ. Отец Киприан, к слову, играет еще и на самом старом колоколе Одессы. Выковал его мастер Мечников в городе Ярославле, а в одесском храме его установили в 1896 году. "Он весит около полутора тонн, мало того, этот колокол ни разу не снимали и не реконструировали. Местами на нем можно увидеть следы от пуль — отпечаток перестрелок времен Гражданской и Отечественной войн. Тем не менее, этот колокол не утратил силы звука, — рассказывает нам звонарь. — Я многих коллег видел, которые играли на нашем чудо-колоколе, все говорят, что у него самый лучший звон. Это, наверное, оттого, что мастера, когда выливали его, добавляли в сплав немало серебра".

СИЛА ЗВОНАРЯ. "Играть на колоколах с плохим настроеним нельзя. Ведь церковные звоны очень разнообразны и каждый из них по-своему уникален. К ним нужен особый подход, иначе мелодии не получится", — посвящает нас в тонкости своего мастерства отец Киприан. Кроме того, по его словам, бить в колокола — это еще и очень тяжелый физический труд. "Усталость звонаря зависит от скорости перезвона — чем быстрее ритм, тем больше устают руки. В первую минуту игры на колоколах руки звонаря сильно устают, а на второй минуте, словно с Божьей силой, как у спортсмена во время сильной нагрузки, открывается второе дыхание. В это время усталость в руках перестает ощущаться. Это неземное чувство, словно ты можешь играть до бесконечности. Наверное, это благодать Божья, а как же по-другому? — продолжает Киприан. — Помню, самый длинный перезвон был десять лет назад, когда в Одессу приезжал партиарх Алексий Второй. Звонарь играл минут тридцать, там не только второе дыхание, там, наверное, уже и пятое дыхание открывалось!".

Реклама

Современные колокола подразделяются на несколько видов. Это традиционные, где по старинке веревки привязаны к железному языку и рукам звонаря. А есть еще механические колокола, на которых веревки прикреплены к деревянным установкам, а мастеру приходится нажимать ногами на педали и бить руками по клавишам. Изготавливают все эти приспособления, как правило, сами монахи, звонари или священники. Тем не менее, некоторые храмы пользуются услугами специалиста. "К нам пару лет назад приезжал академик. Он и помог упростить и облегчить игру на наших девяти колоколах — показал принцип, как укрепить деревянную станину-педаль, что дает возможность совместить звучание сразу нескольких колоколов", — поясняет игумен.

БЫВШИЙ УДАРНИК. За свою жизнь одесский звонарь обучил семерых учеников. Он уверен, что научить ученика самостоятельно выбивать перезвон можно всего за пару месяцев. "В первое время я не мог быстро звонить, у меня быстро уставали руки. Максимум, что получалось, — играть не более минуты. Сейчас вот уже, после нескольких лет практики, могу беспрерывно играть целых 20 минут", — рассказал "Сегодня" один из учеников Киприана Андрей.

"Необходимо правильно соблюдать такт при ударах, ускоряя и замедляя его. Все классические произведения играются в определенном такте, поэтому главное для композитора в написании музыки — это такт в мелодии. Для звонаря тоже, ведь он в каком-то роде тоже композитор, и каждая его мелодия — неповторима, ее придумывает сам звонарь", — признается Киприан.

Реклама

К слову, в мирской жизни отец Киприан увлекался игрой на барабанах и даже участвовал в вокально-инструментальном ансамбле. Возможно, поэтому сейчас ему из всех 9 колоколов монастыря больше по душе игра на маленьких: "Они чем-то напоминают мне барабанную установку, там нужен такой же ритм!".

ЗВОНАРИ ПЕРЕДАЮТ СВОЕ УМЕНИЕ УЧЕНИКАМ

В православии существует колокольный звон трех видов.
"Благовест" — размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается весть о начале богослужения в храме.
"Перезвон" — перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот.
"Простой звон" — ритмичное звучание всех колоколов. Мелодию при этом задает сам звонарь.
Специального предмета для православных монахов или семинаристов по искусству игры в колокола в Одессе нет. Есть только мастера-звонари, которые обладают этим даром и по старинке обучают послушников.
Самое сложное для звонаря – работать зимой. Ведь на морозе немеют руки, а звонарь не может ни на секунду остановить перезвон.
Даже несмотря на то, что в некоторых храмах недавно стали появляться компьютерные программы, заменяющие звонарей, игумен Киприан считает, что его профессия будет всегда востребована, поскольку сравнивает колокольный звон с божественной музыкой, в которую нужно вкладывать душу.
Зачастую, для того чтобы ученик начал самостоятельно играть потребуется пару месяцев. А воспитаннику у которого хороший слух хватит и пару недель, если он будет тратить на обучение игры на колоколе несколько часов в день.

ОТ ЗВОНАРЯ ДО МОНАХА

Отец Киприан рассказал нам, что в его семье есть легенда: при рождении врач сообщил его матери, что ее малыш обязательно будет музыкантом, поскольку мальчуган, лежа в своей кроватке, пошатывался в такт мелодии, звучащей из больничного радио.

В 1992 году отец Киприан пришел в одесский храм. С первых же дней он работал звонарем, а также пел в церковном хоре. Через год стал летописцем своего собора, записывая знаменательные события, связанные с историей храма. В 1994 году Киприан строил храм в своем родном селе в Коминтерновском районе. А через два года вернулся в Одессу, но уже не в роли летописца, а в качестве послушника. Еще через год он принял постриг в монахи и был рукоположен в дьяконы церкви. В данный момент Киприан занимает должность помощника наместника мужского Свято-Ильинского монастыря. Подчиняется в монастыре он лишь одному человеку – святому Отцу Антонию, который большую часть времени уделяет строительству новых жилых корпусов для монахов.