По Купеческому мосту в Харькове лучше не ходить

16 июля 2008, 15:17
Городские власти решили отремонтировать мосты в центре города — Лопанский, Купеческий и Бурсацкий.

Мост у Благовещенского собора, фото А.Пайсова

Конструкторы говорят, что из выбранных только Купеческий (идет к Благовещенскому собору) в аварийном состоянии. Остальным нужен косметический ремонт. И вообще мосты у нас — чем новее, тем хуже. Но на выбор чиновников повлияла перспектива Евро-2012.

Купеческий мост был построен в 1909 году. В войну частично взорван. После — восстановлен. Сейчас крайним его опорам по 100 лет. Центральным — чуть больше полувека. И если проезжая часть может еще продержаться года 3-4, то тротуарные балки вот-вот упадут. "Мы обследовали мост в 2006 году и сейчас и увидели ужасающую разницу", — рассказал нам доцент кафедры мостов ХАДИ Анатолий Бильченко. За два года разрушился бетон, провисла арматура. Мэр поручил институту "Харгипротранс" спроектировать ремонт в 2 месяца, и институт уже взялся за дело. Но вопрос не в нем, а в том, кому поручат ремонт. "Наши строители никогда не соблюдают технологию!" — возмущается Анатолий Бильченко. По статистике, только в 4% неполадок виновны проектировщики, еще 25% приходятся на неправильную эксплуатацию и аж 48% — на строительный брак. Скажем, ремонтом Рогатинского моста занимались не профессиональные мостостроители, а обычные дорожные рабочие. Нормы были нарушены. Мост, прогнозируют специалисты, простоит не больше 10 лет. В городском департаменте строительства и дорожного хозяйства надеются, что проект закончат к октябрю, зимой проведут тендер, а весной начнут реконструкцию. По опыту Нетеченского моста (возле цирка, его ремонтировали 6 лет назад), это займет полгода.

Реклама

Следом за Купеческим город возьмется за Лопанский мост (между Пролетарской площадью и Полтавским Шляхом). Не потому, что он так уж плох, а потому, что в ближайших планах — реконструкция Полтавского Шляха. Улица должна стать шире, и будет некрасиво, если мост останется узким. Увеличат его площадь, объясняет Анатолий Бильченко, лишь внешне. Опоры и балки трогать не будут, только сверху, поперек положат плиты. Бурсацкому же мосту и такие новшества не грозят. Ремонт там будет исключительно косметический. На все работы, по словам руководителя департамента строительства и дорожного хозяйства Евгения Гриневича, нужно около 4 млн. грн. При этом одному только Роганскому путепроводу требуется не меньше 15 млн., которых в бюджете нет. А вот Харьковский и мост Чигирина, говорят в ХАДИ, переживут всех. Так что слухи о их разрушении, мягко говоря, сильно преувеличены.

ПО АВАРИЙНОСТИ ЛИДИРУЕТ РОГАНЬ
Специалисты ХАДИ составили десятку самых аварийных городских мостов и путепроводов. В лидерах Роганский путепровод (эстакада над Московским проспектом в районе окружной). Арматура проржавела, опоры наклонились, в отсутствие денег под них подложили рельсы. Мост может продержаться лет пять. Следом идут Купеческий и эстакада перед Домом печати. Провалившийся асфальт, дыры в ограждениях заметны и пешеходам. Гораздо лучше дела у Бурсацкого и Лопанского мостов. Подольский (перед круглой клумбой на Красношкольной набережной) построен в 1968 году, но успел постареть, почти как Купеческий: строители не соблюдали технологию. Аналогичный "диагноз" у Нового моста (между Клочковской и Ивановкой). Состояние Юмтовского путепровода (поворот от Московского проспекта в сторону "Металлиста") чуть лучше, но отремонтируют его раньше из-за важности перед Евро. Замыкает рейтинг Моисеевский мост на Журавлевке.