По ту сторону кулис Одесской музкомедии: где рождаются декорации

24 октября 2015, 06:50
В театре 8 этажей, несколько мастерских и 300 человек персонала

           

Реклама

Одесский театр музыкальной комедии имени Водяного на ул. Пантелеймоновской, 3, известен своими мюзиклами. Однако мало кто знает, что помимо актеров за его кулисами трудятся еще 300 человек персонала, которые своими руками создают образы, мастерят декорации, шьют костюмы и парики, работают со светом и музыкой. Сейчас за кулисами готовятся к премьере "Вечеров на хуторе близ Диканьки, или Ночи перед Рождеством", которая состоится через месяц.

А сам занавес с изображением театральных масок появился в помещении благодаря основателю театра Михаилу Водяному — он весь расшит люрексом и в свое время обошелся в сто тысяч рублей. Еще одной визиткой Музкомедии стали звонки перед спектаклем — их роль выполняет мелодия из оперетты Исаака Дунаевского "Вольный ветер".

В здании театра — восемь этажей. На каждом из них вдоль узкого коридора расположены многочисленные мастерские — все необходимое для постановок тут изготавливают сами. Здесь же находятся и гримерки артистов. "По этажам расположились комнаты балета, актеров. Все зависит от того, как часто во время спектакля приходится менять костюмы: чем чаще, тем ближе к сцене", — поясняет сотрудник театра Татьяна Орел.

В просторной мастерской, где рождаются декорации, стены плотно увешаны картинами, несколько столов завалены эскизами будущих декораций в миниатюре, а в центре стоит металлическая консрукция, на которую натягивают бутафорию — делают холсты, снежки и снеговиков из папье-маше. Впоследствии художники расписывают полотна гуашью. Пол тут застелен клеенкой, а сотрудники — все в краске.

"Поскольку декорации большие, их делят на фрагменты, а потом собирают в цельную конструкцию. Наша мастерская находится прямо над сценой, и готовые декорации спускают туда на специальных тросах", — рассказал нам о хитрости художник-декоратор Федор Кравчик. И добавил, что секрет декораций — в их многофункциональности. Так, с одной стороны макетов изображен украинский национальный орнамент, а с другой — дворец императрицы в Санкт-Петербурге.

Ближе всего к сцене находятся реквизиторские и "карманы" сцены — там хранится посуда, элементы декора, постановочное оружие, велосипед и прочие мелочи. В подвале же репетируют музыканты — так им удобней выходить в оркестровую яму. На других этажах театра расположились столярные мастерские, костюмерные и склады для нарядов, которые актеры театра больше не используют. "Эти костюмы театр сдает в аренду", — говорят в Музкомедии.

К слову, наряды для постановок тоже делают сотрудники театра: тут есть откровенные костюмы и яркие парики для спектакля "В джазе только девушки", средневековые наряды "Ромео и Джульетты", воздушные драпировки для постановки "Кентервильское привидение", традиционные украинские сорочки-вышиванки, которые будут использоваться в премьерном спектакле, и еврейские одежды. "Справляться костюмерам надо в кратчайшие сроки, например, в этот сезон мы шьем костюмы для шести спектаклей", — призналась швея Ольга Караульная.

Реклама

НА СЦЕНЕ: БАШНИ И РАСТВОР ОТ ПОЖАРА

В глубине сцены. Скрывает башни и часы. Фото: Р. Сегедский

Реклама

Все большие и подвижные декорации хранятся на сцене, хотя это и противоречит правилам, согласно которым тут может размещаться все необходимое только для двух спектаклей. Поэтому от зрителей башни Хаджибея и Вероны скрываются массивными черными занавесами, которые пропитаны специальным солевым раствором — при внезапном пожаре ткань не загорится, а будет только тлеть.

Тут же на сцене находится и старенький зеленый телефон — по нему звонят сотрудники театра, чтобы сообщить все ли зрители уже зашли в зал или кто-то остается на улице. Только после этого спектакль начинают, объявив об этом в микрофон.