По ту сторону кулис: жизнь и "смерть" игрушечных актеров Одесского областного театра кукол

11 октября 2015, 06:45
Актеров создают на швейных машинках, а декорации хранят в зале за ширмой

Реклама

Сегодня мы начинаем серию материалов, в которой заглянем за кулисы одесских театров. Наша первая экскурсия — за занавес областного Театра кукол, который после выселения из Кирхи располагается в подсобных помещениях Украинского театра на улице Пастера, 15.

В холле театра гостей встречают фотографии маленьких зрителей с неподдельными эмоциями на лицах — их запечатлели во время просмотра спектаклей. Над парадной лестницей парит огромная люстра в виде воздушного шара — ее своими руками смастерили сотрудники театра из 15-ти старых светильников. На люстру усадили кукол-ветеранов, уже отыгравших свои роли.

ДЕКОРАЦИИ В ЗАЛЕ. Поднявшись по лестнице наверх, можно попасть в галерею кривых зеркал и зрительный зал — его потолок украсили фрагментами росписи потолков театров с мировым именем. "К сожалению, сцена недостаточно высока, а из-за отсутствия помещения за ней актеры вынуждены проходить через зрительный зал. Через главный вход зала на сцену попадают и декорации. Поэтому мы испытываем сложности в постановке отдельных спектаклей, когда нужно убрать декорации и быстро заменить их другими", — признался заместитель директора театра по хозчасти Евгений Чумиль и добавил, что после реконструкции открыли "Яблоневый зал" для малышей, однако представления там не проводят, поскольку он занят декорациями. За ширмой в детском зале мы обнаружили карету-тыкву к "Золушке", необычные деревья и ограждения.

КУКЛЫ-ПЕНСИОНЕРКИ. Правит балом в театре кукла. В мастерской за швейными машинками создают игрушечных актеров, а за столами, заваленными инструментом и руками-ногами будущих марионеток, учат их двигаться.

"Спектакль создают два человека — режиссер и художник. В нашем театре особенно высока роль последнего — все персонажи выходят из-под его кисточки. Мы используем разнообразные куклы, в зависимости от специфики спектакля: есть куклы-марионетки, которые управляются ниточками. А при работе с тростевыми куклами актер одной рукой управляет мимикой игрушки, а в другой — держит две трости, благодаря которым кукла обретает способность двигаться. Также есть перчаточные куклы — их работа зависит от пальцев актеров, и планшетные куклы, с которыми кукловод выходит на сцену. В таких случаях куклы настолько живописны, что маленький зритель не замечает, кто ими руководит", — рассказал нам директор Иосиф Меркович и добавил, что в театре сохранились 85-летние куклы, еще со времени его основания.

Здешние драматурги верят, что кукла порой может передать больше, чем актер. "У нас зритель вынужден фантазировать, а если работа художника интересна, зритель сам додумает ей новые черты. Сначала вы попадаете в канву спектакля, потом мыслите самостоятельно. Нейтральность куклы дает возможность больше фантазировать", — делятся секретами артисты-кукловоды и добавляют, что будни у них нелегкие.

Реклама

Из-за нехватки помещений они вынуждены работать в комнатах, не приспособленных для гримерных и надеются, что власть имущие обратят внимание на их проблемы. После второго этапа реконструкции в театре должны появиться служебные помещения — мастерские, склад для костюмов и кукол, а также костюмерный, бутафорский и столярный цеха.

РОДИТЕЛЯМ — О ЛЮБВИ. Сегодня в театре идут спектакли не только для детей, но и для взрослых. В "Тринадцатой звезде" звучит тема любви, в "Конягах" — размышления о свободе. "Хороший театр — счастье для родителя и ребенка, который только учится ориентироваться в жизни", — отметил режиссер театра Валерий Бассель. И добавил, что у Театра кукол до сих пор нет звания академического, несмотря на то, что около тридцати актеров трудится там целыми днями. "Утром — репетиции, потом танцы, сценическая речь, а в выходные — спектакли. Сейчас обсуждаем возможность работы в будние дни по вечерам", — отметил Бассель.