Подорожание проезда в Харькове: эксперты назвали причины и дали прогнозы

22 октября 2018, 17:46
Глава областного транспортного профсоюза прокомментировала рост тарифов в маршрутках

Фото из открытых источников

В Харькове с 22 октября проезд в маршрутках стал обходиться горожанам на полторы-две гривни дороже, чем раньше. Перед этим тарифы повышались в апреле 2018 года, и неожиданно для горожан в автобусах снова появились объявления о повышении стоимости проезда.

Председатель Харьковской областной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины Алла Макеева, которая ходатайствовала о повышении тарифов, рассказала о причинах такого скачка.

Реклама

"Согласно методике расчета тарифа, при изменении условий, которые не зависят от хозяйственной деятельности перевозчика, в том числе изменение цены на топливо более, чем на 10%, тариф должен пересчитываться в сторону увеличения", – подчеркнула она.

Макеева добавила, что в апреле в тариф была заложена стоимость топлива из расчета 25 грн за литр, но цена возрастала и на сегодняшний день достигла 32,50 грн.

"Одному среднестатистическому предприятию требуется 3000 литров в день для перевозки пассажиров. Так, убытки в день составляли 21 000 грн, а за месяц – полмиллиона", – заявила эксперт.

Второй причиной, по ее словам, стало колебание валютного курса. Это также повлияло на цену, поскольку в Украине производят для автобусов только "коробки", а резину, комплектующие и запасные части предприятиям приходиться покупать за границей.

Третьим фактором оказалась низкая оплата труда водителей: "у нас не хватает 30% водителей, молодежь не идет работать".

Реклама

Кроме того, перевозчикам нужны средства на обновление подвижного состава в связи с новыми техническими требованиями.

"С февраля начнутся проверки и предприятие обязано будет иметь 35% подвижного состава для перевозки людей с инвалидностью, а к 2020 году – 50%", – напомнила она, добавив, что в тариф закладывается стоимость автобусов 2008 года в 300 тысяч грн, хотя сейчас они стоят по два миллиона.

Еще одной проблемой перевозчики называют бесплатный проезд для льготников.

"В среднем за первое полугодие этого года на примере одного среднестатистического предприятия было перевезено 697 000 пассажиров льготного контингента бесплатно. Убытки составили пять миллионов гривен", – заявила Макеева.

Автоперевозчики не получают компенсации из горбджета. К тому же механизм точного учета пассажиров со льготами не отработан, нет четких правил, а некоторые люди с фальшивыми документами ездят бесплатно.

Реклама

Решение этой проблемы Макеева видит во введении проекта электронного билета для маршрутных автобусов.

"Мы надеемся, что в 2019 году после внедрения проекта электронного билета для электротранспорта, и нам установят системы считывания. И таким образом разработают точный учет льготной категории пассажиров. Тогда у предприятий появятся возможности получать компенсацию из горбюджета", – объяснила она.

Кроме того, специалист утверждает, что, по последним данным, практически 65% пассажиров перевозятся бесплатно. В то же время, перевозчики пытаются сдержать рост тарифов и надеются, что в этом году повышения больше не будет.

Напомним, ранее о подорожании проезда предупредили киевские перевозчики. Их руководство все объясняет подорожанием автомобильного топлива в Украине. При этом уверяют, что регулярно обновляют автопарк. Правда, пассажиры все равно замечают старые автобусы.

В свою очередь, исполнительный директор Союза потребителей Украины объяснил, что в КГГА завершилось общественное обсуждение по поводу повышения тарифов, однако пассажиры в нем не участвовали и потому эксперт посоветовал гражданам ходить на слушания, чтобы влиять на цену проезда.

А между тем в Полтаве проезд в автобусах и троллейбусах стал дешевле.