Прихожане одесских храмов покупают дешевые иконы и жертвуют продуктами

23 марта 2009, 11:58
Церкви и монастрыри задолжали за воду и тепло и теряют доходы

Срос упал. Одесситы не покупают иконы в драгоценных окладах, ценой от тысячи гривен Автор А. Сибирцев

Падение гривни, рост тарифов ЖКХ, безработица и другие "прелести" упадочной экономики встряхнули даже церковный мир. В одесские храмы потянулись люди, готовые стать монахами. Священнослужителям приходится уменьшать порции для паломников, варить квас и искать новые источники доходов.
Свято-Иверский мужской монастырь был основан всего десять лет назад. Изначально верующим в наследство от воинской части досталась казарма, теперь же монастырь представляет собой большую обитель с несколькими храмами. По словам настоятеля отца Диодора, главной статьей дохода обители являются пожертвования, которые в последнее время стремительно падают: "Кризис коснулся нас в полном объеме. Люди почти перестали жертвовать на нужды храма. Монастырь выживает за счет церковных ремесел. У нас есть квасоварня, швейный, свечной и угольные цеха, подсобное хозяйство, церковная лавка, гостиница и трапезная для паломников, которые приносят небольшой доход. А власти нам не помогают. Слава Богу, что хоть не мешают..." Сотрудник монастырской канцелярии Сергей рассказал, что немалой частью доходов являются "требы" — крещения, венчания и другие обряды, на которые есть конкретный прейскурант цен. "Но если вы бедны, то вашего ребенка все равно окрестят", — уверяет Сергей. Администратор церковной лавки Татьяна рассказала, что за последние месяцы продажи здесь упали на 60%: "А спрос на дорогие украшения и иконы в драгоценных окладах вообще исчез. Люди ищут на витринах что подешевле". При монастыре построена трехэтажная гостиница для паломников. Цены на проживание на порядок дешевле городских — от 50 грн. за место в люкс до 20 грн. в 15-местном номере. Но большая часть номеров пустует. Администратор гостиницы и трапезной Елена говорит, что поток паломников иссяк. "Даже в трапезной паломники экономят — берут вместо полного обеда лишь первое", — сетует она.
Церковных праздников монахи сейчас ждут как чуда. "Посетителей становится в десятки раз больше, ящик для пожертвований не успевают опорожнять. В прошлом году на Пасху нам пожертвовали несколько десятков тысяч гривен! В этом году ожидаем такого же дохода — люди в праздник особенно щедры, — рассказал нам один из послушников, не пожелавший называть свое имя. По его же словам, сейчас желающих стать насельниками (принять монашество) стало гораздо больше. — Люди бегут от кризиса в церковь. Хотя здесь все работают практически бесплатно, во славу Божию, зато накормлены и одеты. Здесь спокойно и стабильно, чего нет в миру. Но в монастырь принимаем только тех, кто сможет работать — особенно строителей, они нужны для строительства жилого корпуса и храма. А экономия коснулась всех. Даже в трапезной порции стали заметно меньше. Есть и перебои с электричеством, у нас слабая подстанция. А на строительство новой нужно почти полмиллиона гривен, которых нет. Поднялись цены на услуги ЖКХ, электричество и топливо..."
Настоятельница женского монастыря в Теплодаре игуменья Никодима уверена, что финансовые трудности посланы миру как испытание. "Все в руке Божьей и кризис тоже. Мы выживаем за счет пожертвований. Но сейчас теплодарцы жертвуют нам продукты — яйца, сало — а не деньги", — поделилась матушка Никодима. В последнее время некоторые горожане приходят в храм не только за духовной поддержкой. "Оголодавших прихожан приходится подкармливать, делясь продуктами", — объясняет игуменья.
А вот одесский Свято-Архангело-Михайловский женский монастырь из-за повышения тарифов на услуги ЖКХ задолжал приличную сумму за тепло и воду. "Спасаемся сейчас только тем, что город снизил сумму нашего долга, — рассказала настоятельница матушка Серафима. — Однако мы до сих пор не оплатили коммунальные счета за январь. Единственный наш доход — это пожертвования прихожан. Но и они оскудели в последние несколько месяцев. Все это нарастает как снежный ком. Выход — в смирении и молитве".