Летчик-испытатель и автор "кобры" Пугачев рассказал об авиации в СССР

15 августа 2012, 09:37
Мы встретились с Героем Советского Союза Виктором Пугачевым в Саках

Герой СССР. Отдыхает в Крыму, где летал на боевых самолетах. Фото: Р. Корсовецкий

Летчик-испытатель рассказал, как в 1989 году посадил самолет на первый советский авианесущий крейсер под Саками, как "дебют" торопили, чтобы выдать зарплаты военным, а ему грозили вычесть из получки $5 тыс. за разбитую видеокамеру

Судьба Героя Советского Союза Виктора Пугачева, как и всей российской авиации, которая 12 августа отпраздновала 100-летие, тесно связана с Крымом.

Реклама

"Островский сказал, а я дополнил, — смеется Виктор Георгиевич. — Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, с мая по ноябрь нужно жить в Крыму, а с ноября по май — где придется!".

С летчиком, отметившим на днях 64-летие, мы встретились в Новофедоровке (Сакский район), где находится военный полигон "НИТКА". Но это сейчас Пугачев здесь отдыхает, а в 1989 году он впервые приземлил Су-33 на палубу авианосца, который находился в 30 км от берега в Евпаторийском заливе.
— Как готовились к ответственному моменту?
— Тренировки шли с 1983 года. Но то решение приняли неожиданно.
— Вы не знали о предстоящей посадке?
— Требовалась целая куча согласований, что заняло бы примерно неделю, дней десять подготовки. А Юрий Макаров (директор Черноморского судостроительного завода) наседал на Михаила Симонова (генеральный конструктор ОКБ "Сухой"): "Посадите самолет на палубу, мне надо скорее сдать корабль военным. Пока вы не напишете, что боевая часть сдана, Минобороны денег не перечислит". Тут же на корабле отыскали печатную машинку и составили эдакий меморандум: мол, мы, нижеподписавшиеся, не против посадки и отвечаем.

Реклама

Успех. Несмотря на неожиданный приказ, приземлился на отлично. Фото: из музея сакского авиагарнизона

Я в это время в воздухе, идет обычная работа. Вдруг слышу кодовое слово руководителя: "Работаем по полной!". Не сразу понял. Думаю, если сейчас запросят посадочный вес, значит, не ослышался — точно надо садиться. И в самом деле: "Сколько у тебя топлива?". "24 тонны!" — отвечаю. Они мне: "По полной". "По полной подтверждаю!" — и захожу на корабль. Пара минут — и я на палубе — здравия желаю! Но еще до официальной даты — 1 ноября — мы "катались" по палубе корабля, сделали девять касаний — садились, но не останавливались. И никто не обратил внимания. И только наш фотокорреспондент Павел Маслов поинтересовался: "А что это за следы черные?". Усек и сфотографировал. Мы ему сказали: "Ты молчи, а то начнут задавать глупые вопросы".
— Как отметили?
— Михаил Симонов (генеральный конструктор) думал так — первыми посадили, значит, надо первыми и взлететь. И говорит мне: "Давай собирайся". А народу на палубе. Все качают меня, кричат: "Ну чего ты спешишь, мы самолет сейчас поставим. Там ящик шампанского стоит в каюте капитана. Заночуем, а утром полетишь". Симонов согласился.
— А утром?
— Первый взлет стал прекращенным. Оказался разрушенным отбойный щит. Хорошо, что люди не пострадали.
— Тем не менее испытания преподносили массу сюрпризов?
— О, это история, о которой можно снимать художественные фильмы. Взять приемные троса. Они должны выдержать примерно сто посадок. Долго не получалось. Рвутся и все — то на 20-й раз, то на 90-й. Чтобы понять, что же происходит, решили установить японскую видеокамеру и потом в замедленном виде посмотреть, так как наша техника такой четкой раскадровки не давала. Николай Ларькин, зам главного конструктора по тормозным машинам, ставит этот аппарат ценой $5 тыс. на штатив возле выходного блока. Я говорю: "Трос порвется, снесет камеру!". Не поверили. Захожу на посадку. Зацепил. Потянул. И слышу: "Дзынь!". Трос полетел назад. Камера вдребезги. "Витя, ну что ты сделал! — расстроено кричит Ларькин. — Я тебе начет сделаю по три тысячи рублей за трос и пять тысяч долларов за камеру". Но главное — мы остались без материалов.
— С коллегами из Украины нашли общий язык?
— Надо отдать должное командованию военно-воздушных сил Украины за то, что сохранили уникальный комплекс. Ведь годы были настолько мутные, что можно было все это превратить в груду железа, порезать, продать и положить по $100 в карман, оставив и Украину, и Россию без уникального комплекса. Должна быть заинтересованность в совместном использовании полигона. К сожалению, порой "НИТКА" становится заложником в решении каких-то политических вопросов.
— Наверняка, с первым показом знаменитой "кобры" также связаны интересные истории.
— Был забавный случай. Перед демонстрацией надо получить сертификат, разрешение от дирекции салона (проводился в Париже. — Авт.). И для этого необходимо представить программу в полете. Я показал. И если к текстовой части, где прописан порядок выступления, претензий не было, то после приземления они спросили: "Что это было? Что стряслось с самолетом?". Мы им: "Все по плану. Читайте внимательно. Это заявленный элемент". Они удивились: "Да!? А можно еще раз показать?". Так я им еще три раза показывал. "Какой угол атаки? 90 градусов? Не может быть!". Наконец для перестраховки французы спрашивают: "Сколько раз вы такое делали?". Конструктор не моргнув глазом: "Тысячу!". Тут они сдались и разрешили выступать.
— За вами шпионили?
— Нас снимали открыто. Во время салонов представители различных фирм проводят внешнетраекторные измерения. Некоторые с нами делились. В том числе и с командного пункта. Директор салона по окончании выставки дал мне такую распечатку.
— Вы первым посадили самолет на палубу крейсера, показали "кобру", много лет были летчиком-испытателем. Откуда это стремление к первенству?
— Нестеров пошел на исследования возможностей самолета, сделав петлю. Арцеулов доказал, что можно выводить самолет из штопора. А воздушные тараны, которыми добивались победы над немецкими асами советские летчики? Вы это со счетов не сбрасывайте. Для русской души, непонятной никому, нет преград!

 

Реклама

Изобретатель "кобры"

Имя: Виктор Пугачев

Ро­дил­ся: 08.08.1948 в Таганроге

Советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, установил 13 мировых рекордов. Первым публично выполнил фигуру высшего пилотажа "кобра", которая впоследствии была названа его именем.

В 1966 году поступил в Ейское авиационное училище, где и остался работать летчиком-инструктором. В 1976 году поступает в школу летчиков-испытателей. В 1982 году Виктора Пугачева назначают ведущим летчиком по испытаниям самолета Су-27, на котором устанавливает целый ряд мировых рекордов.

В 1984 году в Николаеве был заложен первый советский авианесущий крейсер "Тбилиси". Секретную подготовку пилотов к приземлению на судне проводили в Сакском районе на полигоне "НИТКА" — специально для этого сооруженной "палубе", один в один похожей на взлетку крейсера. В 1989 году Пугачев впервые приземлил Су-33 на палубу авианосца, который находился в 30 км от берега в Евпаторийском заливе.

В 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже Пугачев впервые продемонстрировал всему миру режим торможения с выходом на максимальный угол атаки ("кобра"). Практическая польза в бою — фигура позволяет резко снизить скорость и стряхнуть с хвоста самолет противника.

В 2001 году был избран в Московскую областную думу от партии "Единая Россия", но впоследствии отказался от мандата. Сегодня живет в городе Жуковском Московской области.