Проект Генерального плана развития Одессы доработан

10 сентября 2008, 11:31
Измения в проекте и ответы на основные проблемные вопросы.

фото Е. Юзефчук

Общественное обсуждение проекта нового Генерального плана города вызвало огромный общественный резонанс. По результатам общественного обсуждения исполнительным комитетом Одесского горсовета было принято решение от 20.03.08г. "О доработке проекта Генерального плана города Одессы".

После общественного обсуждения разработчиком проекта – Государственным научно-исследовательским институтом проектирования городов "Дипромисто" была создана рабочая группа по анализу замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения под руководством заместителя директора института.

Реклама

В работе по изучению и обобщению замечаний принимало участие и управление архитектуры и градостроительства Одессы. Анализ замечаний и предложений показал следующее.

Всего в двух книгах отзывов, которые находились на экспозиции Генплана сделано 598 записей. Из них можно выделить основные вопросы, которые беспокоят одесситов:

- против выноса морского торгового порта – 24%;

Реклама

- за сохранение районов усадебной застройки – 20%;

- против застройки прибрежных склонов, за сохранение "трассы здоровья" – 20%;

- против застройки в центральной части города – 6%.

Реклама

Остальные 30% замечаний носят более частный характер, а зачастую не имеют прямого отношения к Генеральному плану.

Что же изменилось в проекте и каковы ответы на эти основные проблемные вопросы.

1. Вынос морского торгового порта.

Решениями генерального плана до 2031 г. (расчетный срок Генерального плана) вынос или сокращение территорий Одесского порта не предусматривается. В новом Генплане предусматривается, что порт постепенно переориентируется на контейнерные и пассажирские перевозки. Кроме того, в районе полей фильтрации создается "Сухой" порт, площадью 50 га, принимающий и перерабатывающий контейнеры. Связь с основной территорией порта будет осуществляться по новой транспортной эстакаде.

Предложение генерального плана по использованию части порта в районе Карантинной бухты от Морского вокзала до мыса Ланжерон под создание международного туристического центра отражено в модели перспективного развития города на отдаленную перспективу, за пределами расчетного срока генерального плана. Это – идея, которая является концептуальной и дает возможности самому порту рассматривать в будущем различные векторы перспективы своего развития.

2. Сохранение районов усадебной застройки.

В окончательном варианте Генплана максимально сохраняются сложившиеся районы усадебной застройки. Во исполнение решения исполкома Одесского городского совета №188 от 20.03.08г. проект откорректирован с учетом сохранения индивидуальной жилой застройки в следующих районах:

1) район Большого Фонтана – Чубаевки – Дмитриевки в границах улиц:

а) Толбухина, Фонтанская дорога, Дмитрия Донского, Ромашковая и территории ТЦ "Мегадом";

б) Толбухина, Космонавта Комарова, Люстдорфской дороги и территории антенных полей ООРПТЦ.

2) район Дмитриевки в границах улиц: Рассвета, 25-й Чапаевской Дивизии, Космонавта Комарова и 1-го Аэродромного переулка, с учетом возможного расширения улиц 25-й Чапаевской Дивизии и Космонавта Комарова.

3) индивидуальная застройка пос. Черноморка (которая, впрочем, не планировалась к реконструкции и по предыдущему варианту).

4) район Ближних Мельниц в границах улиц:

а) Рекордная, Пригородная, Спартаковская, Бреуса, с учетом возможного расширения ул. Рекордной;

б) Сурикова, Щорса, Туристская, Малиновского, с учетом красных линий расширения ул. Туристской для строительства магистрали "Север-Юг";

5) Район Таирова в границах улиц:

а) Левитана, Ак. Королева, Тополевая и Люстдорфская дорога, с учетом возможного расширения ул. Левитана (пос. "Моряков");

б) Левитана, Ак. Королева и территории многоэтажной застройки мкр. "Г" жилого района "Таирово" (пос. "Моряков").

3. Застройка прибрежных склонов и сохранение "трассы здоровья".

В Генеральном плане принято, что доминирующей функцией использования прибрежных территорий Одессы должна выступать рекреационно-туристическая функция с соблюдением принципа сбалансированности между антропогенной нагрузкой и сохранением открытых пространств и зеленых насаждений. Предусматривается частичное, в виде дисперсной застройки, освоение склонов исключительно под рекреационную функцию – курортные гостиницы, оздоровительные центры, пансионаты и пр. с облагораживанием и благоустройством склонов, сохранением массивов деревьев, с обязательной организацией парков, скверов и набережной. В генплане учтены ранее принятые инвестиционные проекты по строительству на прибрежных склонах объектов исключительно рекреационно-оздоровительного назначения (курортные гостиницы, пансионаты) с соответствующей инфраструктурой обслуживания.

Проектные предложения генерального плана предусматривают полное сохранение "трассы здоровья" как пешеходной, а также формирование вдоль пляжей пешеходной набережной и создание парковой зоны. В общем балансе прибрежных территорий застройка занимает до 10%, набережная – до 10%, парковая зеленая зона – около 80%.

4. Застройка центральной части города.

Необходимость реконструкции центра Одессы обусловлена значительной степенью износа зданий и сооружений, построенных из камня-ракушечника, имеющего нормативный срок службы 100-120 лет. В соответствии с историко-архитектурным опорным планом города в Генплане центральная часть города выделена в исторический ареал "Центральный", для которого определены границы охранных зон исторических памятников и установлены режимы их использования. Вторым историческим ареалом будет ареал "Французский бульвар".

С учетом ценности исторической застройки, памятников истории и архитектуры в кварталах центра предусматриваются следующие реконструктивные мероприятия:

- новое строительство за счет сноса ветхого малоценного фонда;

- разуплотнение застройки (снос малоценной застройки);

- санация (вынос не свойственных центральной части города вредных производственных, коммунально-складских объектов);

- реставрация зданий – памятников архитектуры;

- создание небольших скверов и благоустройство внутриквартальных пространств.

При этом установлены граничные отметки для новых или подлежащих реконструкции зданий в историческом центре для фасадных и для внутриквартальных зданий для обеспечения гармоничности и комфортности городской среды.

Таким образом, можно говорить только о выборочной реконструкции территорий исторического центра города с сохранением традиционных для его исторической среды градостроительных параметров.

Отдельно нужно остановиться на проблеме строительства магистрали "Север-Юг". Этот вопрос так же вызвал много споров на общественных обсуждениях. Учитывая это, авторами были изучены все возможные альтернативы решения транспортной проблемы связи юга и севера города в обход его исторического центра.

Сейчас можно констатировать, что другого варианта решения этой проблемы просто не существует.

26, 27, 28 августа состоялись дополнительные обсуждения доработанного проекта Генплана с жителями Малиновского, Суворовского и Киевского районов. Обсуждения проходили в соответствующих районных администрациях. В обсуждениях принимали участие специалисты института "Дипромисто", руководители районов и профильных управлений горисполкома.

На обсуждениях ожидались в первую очередь жители усадебной застройки, проблемы которых вызвали самые жаркие дискуссии при обсуждении проекта Генплана. Планировалось, чтобы жители этих районов воочию, а не с чужих слов, убедились, что проект Генерального плана доработан с учетом их интересов.

После прошедших обсуждений проект Генерального плана будет направлен на государственную экспертизу, которую в соответствии с действующим законодательством должно организовать Министерство регионального развития и строительства Украины, а затем представлен на рассмотрение Одесского городского совета.

И. о. начальника управления архитектуры и градостроительства Одесского городского совета Владимир Колокольников.