Проезд в общественном транспорте может и не подорожать

26 мая 2008, 20:44
Транспортники советуют дифференцировать плату за проезд.

фото М.Кучнева

Запланированное на середину июля повышение стоимости проезда в трамваях и троллейбусах может и не состояться. Как сообщил "Сегодня" секретарь горсовета Геннадий Кернес, на ближайших сессиях этот вопрос рассматривать не будут.

Инициатива чиновников ощутимо ударит по карманам горожан. Если повышение все же состоится, харьковчанам придется платить почти вдвое больше — 75 копеек вместо нынешних 40. Это значит, что человек, которому ежедневно приходится добираться на работу с одной пересадкой, будет тратить только на проезд около 90 гривен в месяц при средней зарплате в городе в 1700 гривен.

Реклама

Главный аргумент городских чиновников, предлагающих повысить стоимость проезда, — маленькие зарплаты водителей трамваев и троллейбусов. Однако обещанное повышение зарплаты на 20 % (вместо нынешних 1000 гривен водители будут получать 1200 гривен) явно не соответствует запланированному повышению цен на билеты почти в два раза.

ЭКСПЕРТЫ. Специалисты Академии городского хозяйства, куда за комментарием обратилась "Сегодня", считают, что планируемое повышение вряд ли улучшит благосостояние водителей — и уж тем более вырученных денег не хватит, чтобы обновить парк троллейбусов и трамваев. "Городским транспортом пользуются льготные категории пассажиров. В Харькове их чуть ли не 75 процентов. При этом билеты не компенсируют и половины себестоимости электротранспорта. Чтобы действительно улучшить ситуацию, не надо поднимать стоимость проезда. В Баку, например, она чисто символическая, не повышалась с советских времен — и ничего", — утверждает Василий Далеко, завкафедорой электротранспорта.

МОЖНО НЕ ПОВЫШАТЬ. Проблемы городского транспорта нужно переложить на госбюджет, считают в Академии городского хозяйства, а на деньги, вырученные от продажи талончиков, покупать новые троллейбусы и трамваи. Еще один вариант — отдать в руки частных перевозчиков, как маршрутки. Кроме того, считают в Академии, надо значительно сократить число льготников. Отмену льготного проезда надо заменить денежными выплатами тем, кто в них действительно нуждается, считает Артем Сисипатров, ст. научный сотрудник центра "Мегаполис": "Повышения цены менее чем для четверти пассажиров погоды не сделает. Нынешнее подорожание талончиков — проблема вырванная из контекста. Здесь нужен комплексный подход. Ну поднимут цену — инфляция ее тут же съест. Придется повышать опять. Например, вместо этого можно ввести дифферинцированую оплату проезда в зависимости от расстояния. Те, кто едет от начала до конца маршрута, платят больше, те, кому надо проехаться пару остановок — вполовину меньше. Тогда, я думаю, и люди станут более охотно за проезд платить".

Реклама

"ОХОТА" ЗА ЗАЙЦАМИ

Собирать больше денег с пассажиров помогли бы и турникеты в городском транспорте вместо традиционных контролеров. Сегодня многие платят вместо положенных 40 копеек 10-20 — "за пару остановок". Неучтенная мелочь оседает в кармане контролера, который закрывает глаза на "зайца".