Прогулка по Днепропетровску: как отмечали Новый год в разные времена

29 декабря 2015, 16:23
У запорожцев вместо елки был сноп-дидух, а при царе новогоднее дерево украшали тайком от детей

В музее ознакомят с традициями празднования Нового года

В канун Нового года в Днепропетровском историческом музее им. Яворницкого посетителям предлагают познакомиться с тем, как их земляки отмечали праздник в разные времена. Тут демонстрируют старые елочные игрушки и даже рассказывают о том, как проходила встреча Нового года у древних славян.

На выставке можно узнать, когда появилась традиция ставить елку, "поучаствовать" в выборах кошевого атамана и узнать, каким был праздник в Екатеринославе. Вы побываете в крестьянской избе, доме немецкого колониста, дворянской гостиной, увидите старинные открытки, мебель и елочные игрушки.

Реклама

После такой выставки не проникнуться атмосферой праздника просто невозможно! Персонажи любимых сказок и мультфильмов, стеклянные и бумажные шишки, грибы и животные погружают гостей в мир беззаботного детства, а малышам рассказывают о том, как отмечали Новый год их бабушки и дедушки.

Реклама

ДЕД МОРОЗ ОТ ОДИНОКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Фото: gorod.dp.ua

Реклама

Раритетные елочные украшения традиционно выставляются в музее под Новый год. Увидеть можно игрушки, начиная с 1939 года выпуска, причем все экспонаты подарили музею его посетители. Например, Деда Мороза принесла одинокая жительница города.

Для женщины Новый год всегда был большим праздником, в ее семье чтили традиции, накрывали большой стол, украшали огромную елку. Но сама она не обзавелась детьми, а дети сестры и брата предпочитают отмечать праздник в своих семьях.

Хозяйка решила не держать игрушки дома, а показать другим. "Когда мои игрушки здесь и на них смотрят люди, у меня ощущение, что я не одна", — поделилась женщина с работниками музея.

ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ КАК ЗЕРКАЛО ЭПОХ

На новогодней выставке можно увидеть игрушки из самых разных материалов: стекла, ваты, бумаги, пластмассы. Коллекция музея отражает моду разных годов. Есть и украшения, посвященные той или иной странице истории — игрушечные космические корабли и космонавты, фигурки рабочих, "хрущевская" кукуруза.

В музее рассказывают, что первые стеклянные игрушки появились в 1848 году в Саксонии, а в Украину они попали несколько десятков лет спустя. После 1917 года рождественские елки были запрещены, но в 1930-х традицию наряжать хвойное дерево на Новый год вернули.

В советское время хорошие елочные игрушки стоили дорого, а на прилавках были только те, что в массовом производстве. Начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, были очень популярные игрушки-шишки, домики, сказочные персонажи и животные.

ЕЛОВЫЕ ВЕТКИ НАРЯЖАЛИ НА СВАДЬБУ

Идея украшать дерево на Новый год зародилась еще во времена скифов. В музее вас познакомят со всеми традициями и даже предложат украсить дерево ленточками, как это делали много веков назад.

Наши предки таким образом украшали деревья не только на праздник, но и собираясь на охоту. А крестьяне наряжали еловые ветки перед свадьбой, а во время праздничных гуляний невеста раздаривала веточки незамужним подругам, чтобы те в девках не засиделись.

ДЕТЯМ МОЖНО СНИМАТЬ С ДЕРЕВА КОНФЕТЫ

Сейчас принято наряжать зеленую красавицу всей семьей, но 150 лет назад в Екатеринославе елку украшали только родители, готовя детям сюрприз. Ель наряжали подарками и сладостями, поэтому стояла она недолго — детям разрешалось снимать с дерева конфеты или орехи. И в музее на этой экспозиции детям позволяют снять с дерева конфеты...

К слову, полтора века назад Новый год с елкой отмечали лишь зажиточные горожане, традиция украшать дерево массовой не была.

ВО ВРЕМЕНА КАЗАЧЕСТВА БЫЛ ДИДУХ ВМЕСТО ЕЛКИ

Одна из музейных экспозиций рассказывает о том, как встречали Новый год в традиционной украинской хате. Интересно, что встреча Нового года на нашей земле совпадала с выборами кошевого атамана 1 января. Впрочем, про Новый год не забывали, хотя в те времена убранство хаты в праздник не подразумевало наличия елки.

Вместо нее был дидух из соломы, который изготавливали для будущего хорошего урожая. Дидух символизировал пожертвование лучшего снопа силам природы. По другой версии, дидух символизировал деда, родоночальника семьи.