Прогулка по Одессе: байки о Жванецком и счастливые места

8 июня 2015, 07:05
На морвокзале проводят показы мод и приходят за благословением в храм святителя Николая

Одесский порт. Фото: facebook.com/odessaseaportauthority

Как говорят экскурсоводы, если Одессу жители называют мамой, то папой все считают одесский морской порт. Когда-то он был базой Черноморского морского пароходства, где трудилось около 30 тысяч человек. И по количеству сотрудников, и по ежегодному доходу (более 14 млрд советских рублей) ЧМП заслуженно называли крупнейшей пароходной компанией мира. Из нашего порта начинались экзотические морские линии Одесса — Бейрут, Одесса — Венеция, Одесса — Марсель, Одесса — Варна, а причалы морвокзала помнят, как встречали из восьмимесячного рейса китобойцев "Славы" и "Советской Украины".

Сегодня портовые старожилы любят травить байки, что в былые годы на одном из погрузчиков даже работал молодой Михаил Жванецкий, который в одну из первых своих смен якобы въехал на многотонной машине в служебное авто начальника порта. Причем в порту уверяют, что этому происшествию даже есть очевидцы. Сам Михаил Михайлович не раз заявлял: "Все это выдумки!".

Реклама

Эскалатор против фуникулера

Чтобы облегчить жизнь одесситам начала ХХ века, которые ходили в порт и обратно в центр города по нескольку раз в день, инженер Николай Пятницкий соорудил один из первых фуникулеров в Российской империи. Вагончики для подъемника специально заказали во Франции, и каждый из них вмещал в себя 35 пассажиров. Верхнюю станцию на бульваре построили из дерева, а нижнюю, на Приморской улице — из камня. Приблизительно посередине спуска над рельсами возвели мост, который соединял лестницу с окружавшим ее парком. "В таком виде фуникулер простоял 67 лет, перевозя людей за две копейки", — рассказали нам сотрудники подъемника.

Реклама

В 1960-е годы руководство города решило заменить обветшалый фуникулер модным на то время эскалаторным комплексом с 3-копеечным проездом, но и тот спустя несколько десятилетий пришел в негодность. Современный фуникулер отремонтировали в 2005-м.

Мальчик и показы мод

Реклама

Через дорогу от фуникулера морвокзал открывается павильоном пассажирского комплекса порта, где сейчас располагаются сувенирные лавки, лоток с кофе и акватеррариум. Павильон выводит пассажиров к эстакаде, которая растянулась над железнодорожными путями припортового завода и упирается в площадь со скульптурой "Золотое дитя" в центре. Это самая большая скульптура младенца в мире. Большой пальчик малыша на левой ножке натерт до блеска: его стараются коснуться все девушки, которые хотят иметь детей. Впрочем, по поверью, если коснуться пальца этого дитя и загадать любое желание, то оно обязательно исполнится. Этот памятник появился на морвокзале в 1995 году благодаря скульптору Эрнсту Неизвестному: еще в 1944 году он, будучи бойцом Красной Армии, побывал в Одессе, и его настолько поразил контраст разрушенного города и несломленного духа одесситов, что, став художником, он решил подарить одесситам памятник. Прямо под малышом оборудовали просторный выставочный комплекс, где проходят ярмарки, конференции и показы мод.

Плавающего Дюка загородили

Сразу за памятником возвышается бывшая гостиница "Кемпински", а ныне "Одесса", которая долгое время не работала. Идея построить гостиницу у морвокзала появилась еще в 1990-е годы, а уже в 2001-м отель распахнул свои двери и считается одним из крупнейших в Украине, а также самым крупным в нашей области. В фонде гостиницы предусмотрено 158 номеров, а на ее строительство потрачено $24,7 миллиона. Впрочем, само 20-этажное здание гостиницы вызывает довольно противоречивые чувства у горожан — одним нравится фотографировать ее на фоне ночного порта и моря (такие изображения стали одним из символов города и часто печатаются на открытках и сувенирных магнитиках), а некоторые пеняют на то, что к отелю неудобно добираться. В свою очередь старожилы сетуют, мол, из-за высотки нынешней молодежи не суждено будет увидеть эффект "плавающего Дюка", а некоторые архитекторы до сих пор считают капитальное строительство у моря — ошибкой.

Жена моряка с "кошками"

Если смотреть на гостиницу "Одесса", то справа от нее находится памятник жене моряка, которая крепко удерживает в руках ребенка и выглядывает своего возлюбленного. Бронзовая скульптура появилась на Морвокзале в 2002 году благодаря скульптору Александру Токареву. По его словам, для композиции позировала настоящая балерина, правда, позже натурщица перешла на административную работу в горсовет.

Сбоку от морячки, под открытым небом находится музей якорей, где в два ряда друг напротив друга расположились "многолапые железные кошки" и якоря повышенной держащей силы. Есть здесь и экспонаты, которые викинги использовали для своих ладей и применяли в морских боях как абордажные крюки для захвата вражеских суден. Часть якорей переехала на морвокзал в 2007 году из сгоревшего музея морского флота, а со временем коллекцию пополнили экземпляры, найденные подводными археологами-любителями на дне Азовского и Черного морей.

Храм моряков  и путешественников

Рядом с музеем якорей расположен храм Святителя Николая, который был возведен во время реконструкции морвокзала в 1993 году. Внешний вид храма необычен, но иконостас и церковная утварь выдержаны в каноническом стиле. К слову, самый первый приморский храм находился в совершенно другом месте и был построен в 1862 году. Но, как случилось со многими церквями, храм не смог пережить революции и был разрушен большевиками. До 1960-х годов на вокзале стояла часовенка, в которой Святой Николай Мирликийский благословлял моряков и путешественников в дорогу. Сегодня же за благословением верующие приходят прямо на морвокзал.

Порт отстроили после войны

Наша последняя остановка — причал, куда приходят 300-метровые круизные лайнеры. Отсюда виднеется Каботажная гавань порта, а сразу за ней — Практическая, еще дальше — Заводская, Рабочая и Нефтяная гавани. Во время Великой Отечественной войны порт был полностью разрушен. При отступлении немцы заложили заряды и связки авиационных бомб в подвалы зданий, фундаменты, колодцы и ниши у причалов, а все железнодорожные рельсы — заминировали. Подрывы портовых сооружений начались в конце марта 1944 года, когда наши войска стремительно стали приближаться к городу. Однако главная серия взрывов так и не прогремела. Партизаны смогли обнаружить и своевременно перерезать часть дистанционной связи.