Прогулка по Одессе: Сфинкс-Паустовский, крылатые кони и Сашка-музыкант

30 августа 2015, 06:31
А вот три орла застыли в ожидании гения, который прославит Одессу

Сад скульптур в Одессе. Фото: omr.gov.ua

Во дворике Одесского ли­те­ра­турного музея на Лан­же­роновской улице, который расположился во дворце князя Гагарина, вырос бронзовый сад — с крылатыми конями, чертом, Сфинксом, сатирами и знаменитыми одесситами — всего 17 скульптур.

Идея увековечить колоритных одесских персонажей и людей в металле принадлежит заслуженному работнику культуры Украины одесситу Леониду Липтуге. Каждый год, начиная с 1995-го, 1 апреля в саду проходило торжественное открытие очередного экспоната. А 2014 год стал для проекта финальным: коллекцию бронзовых фигур, начавшуюся с изваяния героя одесских анекдотов Рабиновича, завершили музейные крысы в полметра высотой с пирамидой в лапках. Собрание современных ироничных скульптур охраняют старинные и серьезные "половецкие бабы" — каменные памятники древней культуры Северного Причерноморья, позаимствованные из археологического музея.

Реклама

Ребе, гений и Миша-одессит

Скульптурная композиция из бронзы и мрамора "Памятник грядущему одесскому гению" — работа местного скульптора и поэта Николая Степанова, появилась в Саду скульптур Литературного музея 1 апреля 1996 г. Это был второй памятник в Саду после изваяния "Герою одесских анекдотов Рабиновичу", о котором мы рассказывали ранее. Памятник грядущему гению представляет собой три орла: три столпа "одесской литературы" — Гоголь, Пушкин и Бабель — с надеждой взирают на "золотое яйцо", ожидая явления грядущего героя, призванного прославлять Южную Пальмиру.

Реклама

Третий памятник, из латуни и мрамора — "Ты одессит, Миша" — посвящен писателю-сатирику Михаилу Жванецкому и появился в Саду по случаю 25-летия одесской Юморины, которую, кстати, сам Жванецкий со своими друзьями и придумал.

Гранитная "Антилопа-гну"

Реклама

1 апреля 1999 г. в Одессе появились два памятника, посвященных романам Ильфа и Петрова. Помимо "Двенадцатого стула" в Горсаду, у Литмузея открыли гранитную скульптуру "Антилопа-Гну", которая представляет из себя авто марки "Лорен-Дитрих" с персонажами романа "Золотой теленок" на борту. Соседствует с "Антилопой-Гну" изваяние из бронзы и мрамора "Одесса-мама". Она стоит на трех китах, голова ее украшена парусами, а на руках она держит Ришелье, Ланжерона, Деволана, Де Рибаса и графа Воронцова.

Непьянеющий скрипач и Костя

Увековечили в Саду скульптур и Сашку-музыканта — героя рассказа Александра Куприна "Гамбринус". Бронзовый худощавый музыкант с маленькой короной на голове, восседающий на бочке, — это некоронованный "король" одесских музыкантов начала прошлого века Александр Певзнер. Правда, судя по воспоминаниям людей, которые были знакомы со скрипачом, он не только виртуозно владел своим струнным инструментом, но и мог выпить чуть ли не бочонок пива и остаться трезвым. А следующим после Сашки в саду появился памятник "Шаланды полные кефали", призванный увековечить одноименную песню на музыку композитора Никиты Богословского и слова Владимира Агатова. По задумке скульптора Таисии Судьиной, красавица рыбачка Соня, подобрав подол юбки и выставив вперед стройную ножку, держит сеть, а Костя в брюках-клеш смотрит на любимую и орудует веслом. Этой паре не страшны любые волны.

Обаятельным милиционерам

К 100-летию со дня рождения писателя Александра Козачинского в Саду открыли памятник, посвященный главным героям повести "Зеленый фургон": экс-гимназисту Володе Патрикееву, обаятельному милиционеру Грищенко, талантливому следователю Шестакову и неисправимому конокраду Красавчику. Персонажи, как и сама скульптура с повозкой и лошадьми, характеризуют колорит Одессы 1920-х годов с ее юмором и бандитами.

Дюк в джинсах и словарь Екатерины

Еще один интересный бронзовый персонаж Сада — "Джинсовый Дюк". Сотрудники музея с улыбкой на лице говорят, что памятник восстанавливает историческую справедливость, а именно свидетельствует о том, что изобретателем джинсов был одессит Лева Штраус, который впоследствии стал Леви Страусом и даже Левайсом.

Соседствует с Дюком памятник императрице Екатерине, который называется "Одесскому читателю". Вместо шпаг фавориты Екатерины держат книги одесских писателей, а изваяние императрицы изучает русско-украинский словарь.

Сфинкс и Гоголь с чертом за спиной

Есть в Саду и памятники Илье Ильфу и Евгению Петрову, а также Гоголю, который "разъезжает" на тройке крылатых лошадей с чертом за спиной. А вот Паустовского увековечили в образе загадочного Сфинкса, при этом на груди у него иероглифами высечена надпись из стихотворения Киплинга, которая передает характер Паустовского: "Останься прост, беседуя с царями, останься честен, говоря с толпой". А вот соседствующий с ним памятник "Одесская школа" посвящен целой группе писателей — основоположникам одесской литературной школы: Багрицкому, Инбер, Бабелю, Кирсанову, Олеше и Катаеву.

Сердце Высоцкого и умные крыски

В отличие от памятника Владимиру Высоцкому возле Одесской киностудии, во дворике Литературного музея его запечатлели в окружении сатиров и муз. Мифические существа окружают актера и певца со всех сторон, а сам он преподносит свое сердце людям. Последними в Саду Литмузея появились скульптуры "Серебряный век" с изваяниями Ахматовой и Цветаевой, как символами этого периода в культуре, и шутливая композиция "Музейное братство". Последняя посвящена сотрудникам музеев: три крысы в очках держат в лапках пирамиду, а между ними сидит крысенок.