Прогулка по особнякам старого Харькова

23 сентября 2014, 04:29
Студентов учат во "дворце электричества", а генкосул РФ работает в "палате"

Сейчас в доме Багалея живут несколько семей, в том числе правнучка историка Ольга с дочерью Ириной. Фото: Сегодня

В современном центре Харькова есть несколько улиц, гуляя по которым можно мысленно перенестись на столетие назад. К примеру, свернув с улицы Пушкинской на Фрунзе или параллельную ей Ольминского, перед нами открываются десятки особняков, которые когда-то принадлежали профессорам, политическим деятелям и где появился на свет американский идеолог "холодной войны". "Сегодня" прогулялась по улицам интеллигенции и выяснила, на какие детали нужно взглянуть повнимательнее. Ведь здесь можно встретить "Высоцкого" с гитарой и сфотографироваться на фоне "пряничного домика".

Дом историка

Реклама

Практически каждый особняк расположенный на улице Фрунзе хранит необыкновенные истории о знаменитых владельцах, как и двухэтажка под №9, в которой в начале ХХ века жил историк и в свое время мэр Харькова Дмитрий Багалей. Чтобы возвести по современным технологиям дом площадью почти в 460 "квадратов", Багалей взял кредит под гонорар за одну из своих самых знаменитых работ об истории города. В особняке оборудовали автономную систему отопления, такую же, как в царских дворцах, поэтому в военные годы здесь грелись немцы. Сейчас же в доме Багалея живут несколько семей, в том числе правнучка историка Ольга с дочерью Ириной. На фасаде здания о знаменитом владельце напоминает лишь мемориальная доска, но внутри сохранилась лестница, ведущая на второй этаж, где находились апартаменты историка. А вот когда-то цветущий сад, которым восхищались соседи, вырубили: сначала ради волейбольной площадки, а позже немцы засыпали землю золой. Сейчас на месте деревьев — асфальтированная дорога, ведущая во двор соседнего дома.

Дом из камыша

Реклама

Есть уйма легенд о том, что здания Харькова с высоты птичьего полета образуют определенные фигуры. Действительно, в 1930-х соседний жилой дом на улице Фрунзе, 11, возвели в форме серпа, хотя некоторые историки разглядели в подъезде, выступающем наружу, еще один советский символ единства рабочих и крестьян — молот. До сих пор этот дом именуют "Дзержинцем" по названию жилищно-строительного кооператива, который возводил его для работников, а также "милицейским", ведь некогда здесь селили исключительно правоохранителей. Согласно воспоминаниям, жильцы дома, по соглашению с соседом Дмитрием Багалеем, пользовались его садом. А когда дом только строился, его утепляли камышитом. И до сих пор обитатели "Дзержинца", вбивая в стену гвоздь, попадают в камыш. А вот пройти по "серпу" из подъезда в подъезд, не выходя из дома, теперь нельзя, хотя ранее здесь был длинный коридор.

Дворец электричества и "профессор" в шесть этажей

Реклама

Визитная карточка харьковского политеха — электрокорпус, который в народе прозвали дворцом электричества. Действительно, глядя на помпезное здание, одно из самых больших в университетском комплексе, гости первой столицы вряд ли догадаются, что уже более 80 лет здесь учат студентов. Хотя изначально "дворец" задумали совершенно другим, да еще и с акустическими секретами.

Так, в конце 1920-х архитектор Алексей Бекетов, который в те годы преподавал в вузе, взялся за проект. Если бы здание возвели по первоначальной задумке, корпус политеха сейчас был бы со шпилем и колоннами, но помпезный проект не утвердили, поэтому архитектор сделал более скромные наброски в духе того времени. "Здесь до сих пор находится самая большая лекционная аудитория в вузе. А так как Бекетов был еще и экспериментатором, сделал так, что любая фраза, сказанная лектором, была отлично слышна по всей аудитории, а шушуканье на галерке — нет", — рассказывает Максим Розенфельд, исследующий историю родного города. Во время войны, когда фашисты уже отступали, подожгли в электрокорпусе бочки с керосином — здание выгорело и рухнула крыша. В 1944-м "дворец" начали восстанавливать, но акустический секрет раскрыть не смогли. В результате, к электрокорпусу пристроили еще два этажа и колоннаду, после чего в самой большой аудитории оригинальная задумка проектировщика сработала с точностью до наоборот: теперь к словам лектора нужно прислушиваться, а сказанное на галерке узнает и преподаватель. Напротив электрокорпуса сохранилась 6-этажка под номером 17, спроектированная тем же Бекетовым, в которую в 1930-е заселили профессуру политеха. Несмотря на то, что сменилось не одно поколение жильцов, здание по-прежнему называют "Индустриальный профессор".

Генконсул работает в "палате"

На углу улицы Ольминского, 22, где сейчас за колючей проволокой находится консульство РФ, в 1912-м жила дворянка Елизавета Блекки, а десяток дет спустя — депутат Верховного Совета СССР и один из организаторов Голодомора в Украине Влас Чубарь. Уже после войны жилой дом переделали под детский ревматологический санаторий, и, по воспоминаниям, в современном кабинете генерального консула в свое время находилась большая палата. К слову, россияне арендовали здание на 49 лет в 2002 году.

А вот Польское генеральное консульство, которое располагалось в начале XX века в 5-этажке напротив — на Ольминского, 15 — давно переехало. Сейчас здесь находится профилакторий академии городского хозяйства, но примечательно, что в 1928-м в тогда еще польском консульстве родился известный американский идеолог "холодной войны" Збигнев Бжезинский.

В гости к Ахматовой и коту Бегемоту

А вот в доме на Ольминского, 18 находится ресторан, "клиентами" которого уже почти десять лет являются поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, бард Владимир Высоцкий, писатели Федор Достоевский, Лев Толстой и даже Михаил Булгаков со своим персонажем из "Мастера и Маргариты" Котом Бегемотом. Как оказалось, все началось с памятника Ахматовой, который владелец площадки подарил своей дочери, чтобы та познакомилась с творчеством поэтессы. Позже фигуру установили у ресторана, после чего коллекцию пополнили другие знаменитости из бронзы, сделанные по фото и произведениям. Сфотографироваться с десятками бронзовых "вип-клиентов", которые установлены как на открытой выставочной площадке, так и в самом ресторане, можно совершенно бесплатно.

"Пряничный домик"

Присматриваясь к особнякам на ул. Ольминского, между нижними и верхними этажами замечаем контраст материалов и даже цветовых гамм. Оказывается, этажи попросту возводили в разные годы: после Великой Отечественной войны харьковчане нуждались в жилье, так что крыши двухэтажных зданий в центре города сносили и попросту достаивали еще пару этажей. Однако готический дом под номером 11 с шатровыми башнями, лепниной и открытыми террасами-балконами, который из-за розово-белой окраски в народе прозвали "пряничным домиком", тогда не тронули.

Бывший двухэтажный особняк профессора императорского университета, орнитолога Николая Сомова в конце ХІХ века построил все тот же архитектор Алексей Бекетов, вдохновившись загородными отелями тех времен. Несмотря на то что дому с 16 комнатами уже за сотню лет, внешне он почти такой, как был при жизни своего первого владельца. Правда, без островерхой крыши-башни, которую из-за появившейся ржавчины демонтировали 18 лет назад.

Сейчас комнаты особняка сдают в аренду под офисы. Кроме того, уже 70 лет здесь находится Харьковское медобщество, почему, собственно, некоторые и именуют здание еще и "домом врача". Кстати, попасть в особняк орнитолога не так уже и сложно: выслушав цель визита, охранник проведет вас по старинной лестнице и покажет актовый зал, акустику которого профессиональные музыканты сравнивают со звучанием в филармонии.