Проклятые штольни Инкермана: 500 вагонов боеприпасов и жуткие смерти добытчиков металла

25 ноября 2011, 08:02
В этом году из подземелья извлекли около 12 тысяч боеприпасов

Спуск: бывший склад шампанского, а затем — боеприпасов, укрыт на глубине девятиэтажного дома. Фото: А. Баталов

Все жители Инкермана называют эти штольни "Проклятые Шампаны". "Это сейчас территория (тут более двух гектаров) огорожена колючкой, — говорит севастопольский спасатель Евгений Мешков. — А в 80-х мы только и успевали заблудившихся пацанов да "подорвышей" вытаскивать. Те, кто помладше, пробирались туда ради приключений, постарше — за патронами, взрослые — за тротилом. Потом появились охотники за металлом, и все горе-добытчики с завидной регулярностью подрывались. Году так в 2005-м МЧС взяло территорию под контроль".

Смотрите ФОТО: В проклятых штольнях Инкермана – 500 вагонов боеприпасов

Реклама

Нам удалось спуститься в легендарные штольни и воочию увидеть, как проходит разминирование. На небольшом плато — строительный вагончик, бдительный четвероногий сторож по кличке Тротил и дежурный автомобиль. После медосмотра проверили пульс и давление, провели краткий инструктаж: "Ничего не трогать, в случае сыпухи — не паниковать!". На голову напяливают оранжевую каску, выдают перчатки и… вперед. Точнее вниз через специальный колодец, по лестнице. Там на глубине девятиэтажного дома (25 м) притаились порядка трех тысяч тонн боеприпасов.

"После крымской войны 1856 года тут добывали камень, — рассказывает командир отряда пиротехнических работ мобильного спасательного центра МЧС Украины Сергей Черуца. — Потом штольни использовали для хранения шампанского, а район окрестили "Шампань". Позже, учитывая отличную защищенность с воздуха, использовали для сбережения боеприпасов пехотных частей и Черноморского флота".

Реклама

Проходчики разбирают подземные завалы вручную. Фото: А. Баталов

В ночь с 29 на 30 июля 1942 года, когда взятие города немцами стало неминуемым, начальник складов техник-лейтенант Прокофий Саенко выполнил приказ Ставки и подорвал объект. Кстати, после войны он вернулся в город-герой, жил на Северной стороне и умер лет 15 назад.

Историки утверждают, что взрывной волной повалило зенитные орудия фашистов на противоположной стороне бухты, а подземные толчки зафиксировали американцы на своем континенте. Но сдетонировала примерно треть боеприпасов. Остальные привалило, а в 44-м, покидая город, фашисты еще раз заложили взрывчатку.

Реклама

Пробираемся к проходчикам. Отбойными молотками они прокладывают путь — рискованная работа. "Особенно опасны осколочно-фугасные 45-миллиметровые снаряды, — делится впечатлениями командир первого пиротехнического взвода Виталий Белкин. — В момент подрыва их разбросало, и, вероятно, часть из них приведена в боевое состояние. К тому же известняк — агрессивная среда, а снаряды пролежали тут долгое время. Рвануть может от случайного удара!".

Боеприпасы поднимают и вывозят на полигон. Фото: А. Баталов

На самом деле сюрпризов тут гораздо больше. Ведь под землей работали целые цеха, которые, например, из обыкновенных артиллерийских снарядов делали малокалиберные авиабомбы, а также превращали их в противопехотные мины ПМД 6, фугасы.

МОЖЕТ РВАНУТЬ

Сегодня некогда непробиваемая гора представляет собой великанскую "горсть" гравия. Словно муравьи, в ней копошатся 20 проходчиков и девять саперов. "В этом году извлекли около 12 тысяч боеприпасов, — говорит начальник мобильного спасательного центра МЧС Сергей Лавриненко. — Планируем сделать все 38 тысяч. Всего же здесь около 500 условных вагонов. Представители международных организаций, которые приезжают для ознакомления, просто шокированы. Проводить такие операции в разрушенных породах очень рискованно. Когда случается осыпание, взрыв может произойти в любой момент".

Саперы сетуют, что у них нет никакой документации по этим штольням: "Архив ВМФ СССР где-то в России есть. Но это не наш уровень переговоров. А покопаться бы там, с конфигурацией разобраться. Пока ориентируемся на предположения, что в штольне №6 — минно-торпедное имущество, а в №8 — авиационные боеприпасы".

Кстати, разминирование ведется не только в Инкермане, но и других окрестностях Севастополя. Перед спецами стоит задача ежегодно расчищать 150 га Меккензиевых гор и "перерабатывать" до 1200 "кубов" полостей в штольнях. За последние 7 лет они обследовали до 3,5 тысячи кубометров, а извлекли свыше 80 тысяч боеприпасов, общим весом порядка 130 тонн.

Андрей Баталов