Психологи Гумштаба работают с людьми, получившими травму войны

8 апреля 2015, 17:17
Одно из главных начинаний Гуманитарного штаба Ахметова – активная работа групп психологов.

Волонтер Центра матери и ребенка в Донецке Татьяна Носач. Фото: Пресс-центр.  

Реклама

По решению Рината Ахметова в Украине была создана Школа подготовки кризисных психологов. Лучшие отечественные и зарубежные психологи обучают волонтеров правильно оказывать психологическую помощь людям, имеющих "травму войны".

На сегодняшний момент Гуманитарный штаб открыл 3 центра оказания психологической помощи. Центр в Киеве работает с переселенцами в субботу с 10:00 до 17:00 на базе Академии ДТЭК по адресу: ул. Жилянская, 75. Также за помощью к специалистам обратиться можно в Мариуполе. Именно в приморском городе психологи проходили обучение и практику. Здесь центр психологической поддержки находится по адресу: улица Б. Хмельницкого, 24а. График работы – ежедневно, кроме воскресенья. Центр психологической поддержки в Донецке работает на стадионе "Донбасс Арена" (Восточная рецепция) три раза в неделю. Групповые занятия для детей проходят в субботу с 10:00.

Еженедельно в каждый из центров психологической поддержки приходят от 50 до 70 человек. Всего же с начала работы проекта, с ноября 2014 года, Гуманитарный штаб оказал помощь 3000 детям (75% детей возрастом от 4 до 8 лет, 25% – это дети до 15 лет) и 800 взрослым.

Реклама

"Главная причина, по которой родители решили обратиться к специалистам, – испуги, страх громких звуков (если ребенок стал свидетелем обстрелов, разрушений зданий и находились какое-то время в бомбоубежище). Вторая проблема – дети остро переживают разлуку или потерю близких и друзей. И не обязательно это физическая потеря. Это может быть разлука с очень важным для ребенка человеком. Третья проблема – детская агрессия на почве полученной травмы во время войны, – рассказала волонтер-психолог, слушатель курса "Травма войны", волонтер Центра матери и ребенка в Донецке Татьяна Носач. – Наша задача – помочь не только ребенку, но и научить родителей помогать своим детям справиться со своими страхами. Также мы объясняем взрослым, что это нормальная реакция на ненормальные события, и ребенку необходима помощь".

В Донецке группа психологов работает немного в ином направлении. В Петровском, Киевском и Куйбышевском районах много бомбоубежищ, из которых люди до сих пор не вышли. Несмотря на то, что в Донецке существенно снизилась частота обстрелов, и они практически не касаются города, люди продолжают жить под землей. "Мы начали объезд бомбоубежищ, чтобы понять, почему так происходит. Оказалось, что некоторым людям просто негде жить – их дома разрушены. К тому же у них травмы – они очень боятся обстрелов. Многие из них воочию видели смерть, фрагменты людских тел на улицах, как разрушается их собственное жилье. Это очень серьезная травма и этим людям вовремя не была оказана психологическая помощь. Кроме того,  взрослые люди с "синдромом приобретенной беспомощности". Эти люди не хотят уезжать из города. Все – и взрослые, и дети – травмированы психологически. Предстоит огромная работа, чтобы вывести их оттуда, научить снова справляться с жизнью. Без социальных работников и психологов высокой квалификации этим людям теперь не обойтись. Сначала надо снять острые травмирующие реакции на события травмы и научить их снова брать ответственность за свою жизнь, за своих детей. Иными словами – возвращать ему взрослость. Это очень сложная и длительная работа, поскольку культура обращения к психологам в нашей стране отсутствует", – констатировала Носач.

Сейчас психологи работают в бомбоубежище, в котором живут 18 взрослых и 20 детей (в основном – дошкольники, самому младшему 8 месяцев). "Там ужасная обстановка, очень жаркая и влажная среда. Дети редко выходят на улицу, они недоедают и при этом они психологически травмированы. Многие из них возвращаются в более ранний возраст. То есть если ребенок до войны самостоятельно кушал, просился в туалет, то сейчас он этого всего не делает. Он психологически пытается уйти в тот возраст, где для него была обеспечена большая защита", – пояснила специалист.

Реклама

В свою очередь Римма Филь, координатор Гуманитарного штаба Рината Ахметова, рассказала несколько историй из практики: "Среди наших пациентов есть семья – мама с тремя детьми. Они дважды пережили обстрел и дети стали пугливыми. При любом громком звуке они падали на землю и плакали. И мама решилась обратиться к нашим психологам. В первую очередь, специалист снял напряжение у мамы и показал ей методики, по которым она может самостоятельно работать со своими детьми. Как результат – дети вышли из этого состояния… Очень часто на горячую линию Гуманитарного штаба звонят родители с одной бедой – их дети перестают разговаривать. Например,  был такой случай. Одна семья долгое время находилась под обстрелами в Шахтерске, у них и дедушка погиб. Они обратились к нам с просьбой вывезти их на мирную территорию. Уже потом, поселившись на одной из баз штаба для переселенцев в Бердянске, мама долго не могла понять, что же происходит с ее 8-летним сыном.  Веселый, смелый и жизнерадостный ребенок полностью закрылся, ушел в себя, перестал говорить. На все вопросы отвечал только "да" или "нет". Мама долго не решалась обратиться  к  психологу, считая это лишним и где-то даже постыдным. Будучи педагогом, она пыталась сама говорить о проблеме с сыном, искала ключик к нему. Но безуспешно. А помогли мальчику снова заговорить наши специалисты-психологи".