Развитие Одесского региона: по Дунаю хотят поставлять вино, а в селах – топить пеллетами

18 декабря 2015, 09:20
Предприятия Бессарабии ждут спонсоров, чтобы заработать в полную силу

Вместо дорог — буераки. Из-за ям нет транзита в Европу. Фото: vk.com

Чтобы решать проблемы южных районов Одесской области, летом было создано Агентство развития украинской Бессарабии. Спустя полгода его работы, "Сегодня" узнала, над чем все это время работали специалисты и как они планируют решать проблему "депрессивного" региона.

Директор агентства Антон Яроцкий говорит, что цель организации — в объединении социальных и инвестиционных компонентов развития края, а также трансляции интересов районов в областной центр и столицу. За полгода существования агентства удалось начать строительство канализации в украинской Венеции Вилково, инициировать внедрение программы по освещению в Тарутино, а в Килийском районе — по энергосбережению.

Реклама

"Идет работа над проектом реконструкции трассы Спасское—Вилково, созданием фестиваля "Буджак", карты инвестиционных проектов региона, площадок производственных парков, а также единой стратегии развития всех придунайских предприятий", — рассказал "Сегодня" Яроцкий. При этом проблемы остались, и их немало — невозможность торговать с Европой из-за разбитых дорог, отсутствия воды, газа.

"В СТОРОНКЕ". Несмотря на то, что специфика Бессарабии — в ее мощном транзитном потенциале, открывающем дорогу на Дунай и Балканы, международные трассы сегодня обходят юг Одесской области стороной. Политологи отмечают, что благодаря Украине Молдова несколько лет назад получила возможность стать морским государством и выйти на дунайское побережье в порту Джурджулешты, взамен предоставив нам лишь дорожное покрытие без права беспрепятственного транзитного движения через свою территорию в Румынию и страны Западной Европы.

"В экономической сфере Украина не воспользовалась преимуществом расположения Бессарабии на пересечении международных транспортных путей. Румыния перетянула одеяло на себя. Кроме этого, в порту Джурджулешты Молдова сотрудничает с китайцами, а мы остаемся в сторонке", — говорит эксперт в области развития Бессарабского края Игорь Карпеченко.

Реклама

По его словам, политика Украины на протяжении всего периода независимости в этом регионе изначально была депрессивная, а касается проблема транзита и торговли с Европой не только сухопутных, но и морских путей. "Дунай всегда был каналом поставки вина, кроме того, по нему мы можем поставлять молочную и мясную продукцию, также есть предпосылки создания автосборочных предприятий", — считают в агентстве развития. И добавляют, что для реализации многих социальных и экономических проектов будут использовать зарубежные гранты.

Местные жители края уверены, чтобы превратить Дунай в эффективный транспортный коридор, сперва нужно перепрофилировать его судоходные каналы.

БЕЗ ВОДЫ И ГАЗА. Еще одна проблема юга области — отсутствие питьевой воды. Несмотря на то, что Бессарабия находится между двумя пресноводными реками, в регионе чистая вода залегает на глубине 150 метров, но добывают ее на глубине 40 м. Из-за высокого содержания солей на этом уровне системы очистки воды выходят из строя буквально за год. "В ближайшие пять лет мы сможем обеспечить крупные города и села качественной водой, благодаря реализации программы "Питьевая вода Украины", — говорит директор агентства Антон Яроцкий.

Реклама

А по мнению почетного гражданина Вилково, доктора экономических наук Юрия Маслова, чтобы обеспечить полмиллиона жителей Бессарабии водой, надо завершить работы по продолжению трех магистральных групповых водопроводов. Они были начаты и заброшены почти четыре года назад. "Кроме того, — отмечает Маслов, треть сел Бессарабии все еще не газифицировали, например, в Килийском районе вовсе нет газа — там в 2007 году начали и не завершили прокладку газопровода "Каланчак—Суворово—Килия". Иначе решить эту проблему можно, построив пеллетные котельные и завод по производству топливных гранул. По словам Маслова, цена вопроса — несколько десятков миллиардов гривен.

В сфере воздушных и ж/д коммуникаций оптимистичными прогнозами касательно Арцизского, Тарутинского и Ренийского районов украинской Бессарабии с "Сегодня" поделился нардеп Антон Киссе: у них появится шанс ожить благодаря запуску железнодорожной магистрали Одесса—Рени. "На данный момент ищем инвесторов. Также решается вопрос о расконсервации аэропорта в Измаиле. На протяжении полутора лет этим вопросом занимается экспертная группа, уже есть бизнес-план и инвестор", — рассказал нам народный избранник.

КРЕДИТЫ И НАДЕЖДЫ. Планируют уделить внимание и дорогам. Так, на ремонт трассы Одесса—Рени, по словам главы облсовета Анатолия Урбанского, уже можно потратить 650 млн гривен (из 2,7 млрд гривен необходимых). "Мы провели переговоры с Мировым банком о кредите в 400 млн, еще 100 млн выделят из областного бюджета. Оставшиеся 150 млн гривен область должна получить за счет перевыполнения плана таможенных платежей", — отметил Урбанский.

Измаильский порт. Через год можно будет подъехать, минуя город, а в районы проложат железную дорогу. Фото: vk.com

По его словам, в 2016 году реконструируют отрезок в 5 км между селами Котловина и Владычень (Ренийский и Болградский районы). "Также мы будем привлекать государственные деньги на завершение дороги Измаил—Камышовка. Часть ее уже отремонтировали", — говорит Урбанский. В свою очередь, мэр Измаила Андрей Абрамченко сообщил "Сегодня", что в следующем году будут отремонтированы магистральные дорожные развязки, которые позволят большегрузному транспорту подходить непосредственно к порту, минуя город.

Как и морехозяйственный комплекс, предприятия Бессарабии ждут спонсоров, чтобы заработать в полную силу. В Измаиле раньше находился один из самых мощных консервных заводов на постсоветском пространстве. "Рано или поздно сюда вернется инвестор", — уверен мэр города. А в целом эксперты сходятся в одном: вопрос реальности решения проблем Бессарабии — это вопрос политической воли и правильной траты выделенных на развитие региона средств.

ЭКСПЕРТ: "СЕПАРАТИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СИЛЬНЫМИ"

Граница с Румынией. На приграничные районы влияют соседи. Фото: vk.com

Что касается безопасности в Бессарабии, чиновники говорят, что причин для волнения нет, мол, люди заняты выживанием, экономическими проблемами и не вступают в политические дискуссии, которые инициируют отдельные группы, заинтересованные в дестабилизации ситуации. Политологи же говорят о влиянии соседей.

Так, эксперт Геннадий Чижов отмечает, что Бессарабия еще не закрепилась как украинский объект, хотя "сепаратистские тенденции здесь не являются сильными". "На этой территории осуществляют свое влияние Румыния, Россия и ЕС", — отмечает политолог, добавляя, что в Украине 400 тысяч человек уже имеют румынские паспорта. "Точка невозврата наступит, когда население Бессарабии начнет выступать за присоединение к Румынии", — говорит Чижов.

Однако, по его словам, Украина имеет неплохие шансы в случае возрастания экономических показателей удержать юг области, ведь местное население все еще помнит жестокость румынских оккупантов во время войны. Кроме этого, часть населения Бессарабии симпатизирует России. "Но эта симпатия не носит империалистический характер, как в Крыму", — уточняет Чижов.