"Референдум" в Донецке: автоматы, мечты о конфедерации и палатка для всех под ОГА

11 мая 2014, 18:42
Голосующие под обладминистрацией заполняли бюллетени прямо на столе возле члена избиркома

Фото: С. Ваганов

Реклама

С ЛЮБОЙ ПРОПИСКОЙ – В СПИСКЕ. "Референдум" по поддержке "Донецкой народной республики" начался в столице Донбасса задолго до восьми часов утра, когда должны были открыться избирательные участки. Уже в 7:30 в школе № 35 на Калиновке были распахнуты двери для всех желающих волеизъявиться. "Колющие, режущие предметы есть?" – интересовались у входящих в здание школы парни в цивильной одежде и без каких-то опознавательных знаков. Входящие – бабушки-божьи одуванчики – испуганно шарахались. "Нет, все-таки надо обыскивать сумки, хотя бы у мужиков", – решили "охранники", но тут же от этой идеи отказались – на участок зашли два крепких шахтера с ночной смены.

Неподалеку, в школе № 96, голосовать пришли семьями. Тут избирательная комиссия ровно в 8:00 запустила желающих проголосовать. "Вы видели, сколько людей!" – восхищенно говорили в очереди из примерно 30 человек. Правда, членам избиркома наплыв желающих был не совсем по душе – они долго не могли распределить людей по очередям в соответствии с улицами. Выход был найден в виде дополнительных списков, куда вносили всех желающих независимо от места прописки. Туда же, к дополнительным спискам и стояла самая большая очередь. "Откуда, из Ясиноватой? Ну, берите бюллетень, голосуйте!" – член комиссии записывала иногродных в общий дополнительный список, никого не разделяя по городам и селам.

"Хватит издеваться над нами!" – возмущенно говорил старичок в казачьей фуражке. Правда, относилось это не к очередям и неразберихе со списками избирателей. Пожилой дончанин выступил перед собравшимися с речью о том, что "над стариками 20 лет издевались, но пришло время новой жизни".

Реклама

ОТ 50 И ВЫШЕ. "Стабильности хочу. В Россию хочу!" – заявил "Сегодня" предприниматель Михаил Самсонов. Во Дворце культуры поселка Пески Ясиноватского района, где расположен участок для голосования всех сельчан, проголосовавшие жители также убеждали журналистов в том, что по национальности они русские, и всего лишь хотят "вернуться на родину".

"Конечно, будет тяжело в первое время, но мы справимся, – объяснил местный житель Дмитрий Басов. – Главное – мы за мир. И мы не сепаратисты, мы — народ!"

На Песках плебисцит прошел под охраной вооруженных автоматами Калашникова парней с повязками на рукаве "Оплот". Они вежливы и корректны, помогают старушкам пройти к урне и куда бросить бюллетень. Однако производят гнетущее впечатление: свободное голосование и дула автоматов – понятия несовместимые.

Реклама

На избирательном участке в школе № 5 в районе Крытого рынка в Россию не очень хотят, а мечтают о конфедерации. "Необязательно присоединяться к России, может, мы ей не очень нужны. А вот если бы конфедерация как в Швейцарии – было бы неплохо. У нас была бы своя армия, чтобы защищаться", – размышляет врач Дмитрий Шолоков.

Внутри участка тесно и душно, некоторые не выдерживают и уходят, все-таки средний возраст в очереди – от 50 лет и выше. Дискомфорт обусловлен тем, что всего в Донецкой области для проведения референдума открыто примерно 1500 избирательных участков, чего явно мало. Например, на выборах в Верховную раду Украины в 2012 году участков в области было почти в полтора раза больше – 2444. И это вместе со спецучастками в больницах и исправительных учреждениях.

СПЕЦУЧАСТОК. Мобильные группы из членов избирательных комиссий, как сообщили "Сегодня" представители избиркомов, с утра курсируют по адресам тех, кто не может самостоятельно принять участие в голосовании. Однако сообщить маршруты мобильных групп в комиссиях отказались, мотивируя это безопасностью всех участников плебисцита. Поедут ли члены избиркома с переносной урной в больницы и исправительные учреждения? Секрет!

Зато на Октябрьской площади перед ДонОГА был открыт "Специальный избирательный участок", где проголосовали бойцы "Донецкой народной республики", те, кто постоянно находятся в "Белом доме" и, в общем-то, все желающие. В первой половине дня желающих было много, причем столько, что организатор громко направляла всех голосовать в близлежащие школы. "Как радостно! – восклицала дама, обмахиваясь пачкой референдумных листовок. – Посмотрите, какие вокруг у всех светлые, добрые лица!". Как назло, у палатки для голосования собрались мужчины в балаклавах и повязках, закрывающих поллица, поэтому согласиться с дамой было трудно. Голосующие под ОГА заполняли бюллетени прямо на столе возле члена избиркома, невзирая на увещевания организаторов соблюдать тайну голосования и пройти в палатку.