Репин и четыре варианта "Запорожцев"

26 августа 2008, 18:28
Где бы ни жил Репин — в Санкт-Петербурге, Москве или Париже, всегда стремился в Чугуев, где черпал сюжеты.

Илья Репин

В Чугуеве готовятся к 165-летию со дня рождения Ильи Репина. "Сегодня" побывала на родине великого земляка, которого уже при жизни признали не только в Украине, но и в Европе. Денег на восстановление мест, где жил Репин, нет, здания, в которых он бывал, отдали предпринимателям.

Чугуев для Ильи Репина был не только родиной. Небольшой городок под Харьковом стал отправной точкой в карьере гениального художника.

Реклама

Здесь подростком он осваивал иконопись, а будучи зрелым мастером, постоянно черпал сюжеты для полотен. Впрочем, в начале 19 века Чугуев, хоть и значился провинциальным, таковым не был, считает заведующая отделом художественного музея Ольга Денисенко. На то время это был центр военных поселений в Восточной Украине, как Красноград, Купянск, Балаклея и Пятницкое. Средств для военных поселений царское правительство выделяло немало, но казаки в военные поселенцы шли неохотно — не особо жаловали муштру, из-за чего и взбунтовались в 1817 году. Был среди непокорных поселенцев и дед Репина, причем художник гордился этим фактом и сравнивал себя с Тарасом Шевченко, дед которого тоже участвовал в Колиивщине.

Отец будущего великого художника Ефим Васильевич служил рядовым Чугуевского уланского полка. Он выполнял обязанности фуражира (следил за кормом для животных) и квартирмейстера (размещал военных на квартиры, снабжал провиантом). В составе Чугуевского полка Ефим Репин объехал Персию, Турцию, Молдавию, Кавказ и Крым, получил боевые награды. А когда после 27 лет военной службы он ушел в отставку, торговал лошадьми, за которыми ездил на Дон. Его сын Илья родился в Чугуеве 5 августа 1844 года в бабушкином доме. Когда Северский Донец изменил свое русло, дом затопило, и родители художника переехали на улицу Никитинскую (сегодня музей-усадьба Репина). Кстати, дома военных поселян были настолько одинаковы, что Илья Репин, вспоминая свое детство, шутил, что даже голуби часто ошибались и залетали в соседние дворы.

Первые художественные опыты Репина связаны с так называемыми "деловыми дворами". В 40-е годы 19 века при солдатских батальонах выделяли специальные мастерские, куда отбирали самых талантливых, и готовили из них иконописцев и резчиков по дереву. Илья вместе с сестрой Устиной еще детьми раскрашивали пасхальные яйца на продажу. Родители заметили способности сына и отдали его в ремесленную мастерскую в корпус топографов. Сегодня школа военных топографов поражает убогостью: в некогда роскошных залах, где 150 лет назад устраивали балы для юнкеров, нет даже пола. Несколько лет назад здесь решили создать музей и начали реставрацию, но Минобороны передумало отдавать помещения, и теперь сдает бывшие аудитории топографов в аренду. Предприниматели в памятнике архитектуры начала 19 века устанавливают стеклопакеты.

Реклама

В 1857-ом военные поселения упразднили, а корпус топографов расформировали, Илья пошел учиться иконописи в частную художественную мастерскую Бунаковых. За два года Репин с артелью богомазов расписал не один собор на Слобожанщине. "Это и церковь в Малиновке, в которой есть икона его работы, и храм в селе Пристен — его сразу же после революции разрушили, и церковь в Черкасских Тишках — для нее Репин создал иконостас. Расписывая храмы, он дошел до Воронежской губернии", — рассказала искусствовед Денисенко. Заработав на иконописи по тем временам большие деньги, 47 рублей, Репин уехал в Петербург. Там он нашел себе покровителя в лице генерала Пряничникова, который и помог поступить в художественную академию.

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ
В Чугуев художник продолжал наведываться и во время учебы, приезжал на родину в 1866-ом, 1867-ом и в 1868 годах. В один из визитов он узнал, что его сестра Устья, ближайший друг и наперсница, умерла. В память о любимой сестре Илья написал работу по библейским мотивам "Воскрешение дочери Иаира", за которую получил в академии большую золотую медаль, и как лауреат поехал в Париж. Посещая Покровский храм, художник увидел протодиакона Ивана Уланова, с которого он писал священнослужителя в картинах "Крестный ход", "Крестный ход в дубовом лесу" (два варианта знаменитого полотна "Крестный ход в Курской губернии") и "Протодиакон". Сюжет крестного хода Репин подсмотрел еще в детстве. Ребенком мать художника водила его в Кочеток, где будто бы у родника в лесу явилась икона богоматери. Источник был местом массового паломничества верующих, и спустя много лет, в 1877 году, Репин снова увидел богомольцев в дубовом лесу по дороге в Кочеток.

РЕПИН-МЛАДШИЙ ПРЕДЛОЖИЛ КУПИТЬ ОТЦОВСКИЕ КАРТИНЫ И СОСТАВИЛ ПРАЙС
После революции в России и провозглашения независимости Финляндии Пенаты, где жили в то время Репины, оказались за границей. Формально члены семьи художника не были эмигрантами, фактически оказались в изгнании. До самой смерти Илья Репин жил за счет продажи своих полотен, а его дети, Вера и Юрий, находились на иждивении художника. 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет великий художник скончался. Его 53-летний сын и в день похорон вел себя странно. По воспоминаниям очевидцев, покойника положили на столе на веранде. Юрий Ильич с утра ушел в лес с ружьем и вернулся к обеду, неся в руке убитого зайца. Пройдя на веранду, он прибил этого зайца в распятом виде к столу в ногах покойного. Затем, вбив еще один гвоздь, подвесил корзинку с яблоками. Когда его спросили, что это значит, Юрий Ильич ответил: "Я принес в дар папе все, что мог".

Реклама

После смерти художника его дети продолжали жить продажей его вещей и картин. Но все равно испытывали нужду. В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилась переписка Юрия Репина с директором Московского Государственного литературного музея Владимиром Бонч-Бруевичем. Директор музея обратился к Юрию Ильичу в 1934 году с просьбой прислать музею возможно сохранившуюся в Пенатах переписку его отца с литераторами. Репин-младший ответил, что отцовских рукописей и писем не имеет, и предложил музею купить несколько репинских картин и вещей, составив внушительный "прайс-лист".

Как раз накануне "Зимней войны" и захвата Куоккалы советскими войсками Юрий и Вера Репины покинули отцовский дом. Жили в Выборге, Териоки, Хельсинки. Вера умерла в 76 лет, ее похоронили на православном кладбище в финской столице. Юрий после смерти сестры стал бродяжничать, ночевал в приюте "Армии спасения". Полубезумный старик зимой и летом бродил по городу в монашеской рясе, в ермолке на голове и сандалиях на босу ногу. Еду добывал среди отбросов на городском рынке, а собственные картины бесплатно раздавал всем желающим. Мысли о скорой и неминуемой смерти все больше овладевали им. Не помогло даже лечение в клинике для психически больных, куда он попал после того, как окончательно тронулся рассудком. В 1954 году Юрий Репин покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна ночлежки.

ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ "КАЗАКИ" ЗАМЕТНО ИЗМЕНИЛИСЬ
Мало кто знает, что картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" имеет четыре варианта.

Первый художник дописал в 1891 году. Но еще не завершив его, Репин в 1889-ом начал работу над другим, который завершил через 6 лет. Как раз эту, вторую версию картины "Запорожцы…" можно увидеть в Харьковском художественном музее. До 1933 года шедевр хранился в Третьяковской галерее.

Эта работа заметно отличается от предыдущей, которую в 1892 году император Александр III купил за 35 тысяч рублей золотом. Здесь другая композиция: казаки стоят полукругом, у стола свободное место, словно приглашает зрителя. "В картине больше свободы, раскованности в движениях и позах персонажей", — говорит искусствовед. Прототипами персонажей на полотне стали друзья Репина. Казак на переднем плане с ложкой за поясом — драматург Кропивницкий, а писарь, заметно постаревший на втором полотне, — историк Дмитрий Яворницкий. Репину долго пришлось "ловить" усмешку Яворницкого: историк приехал в мастерскую без настроения, а у Репина оказался журнал с карикатурами, который он и подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался. В образе кошевого атамана Сирко художник запечатлел известного мецената Василия Тарновского. Колоритный казак в красном жупане — и вовсе образ собирательный: с чератми профессора петербургской консерватории Александра Рубца, генерала Михаила Драгомирова, писателя Владимира Гиляровского.

ЩЕДРО РАЗДАРИВАЛ КАРТИНЫ РОДСТВЕННИКАМ И ДРУЗЬЯМ
Сегодня в мастерской, где работал в 1876—1877 годах Репин, его личных вещей практически нет. Дом после смерти родителей продали, а в 60-х годах прошлого века, когда создавали музей, усадьбу и все ее убранство восстановили. В маленькой комнате для отдыха стоит дубовый комод, трюмо и чайный столик. Здесь проводили время натурщицы художника, о чем напоминает маленькая туфелька-пепельница.

Кухня с расписной печью, старинными тяжелыми утюгами и глиняными горшками, где готовили великому художнику. К слову, усадьба сейчас под замком, на ремонте. Работники музея говорят, что с нетерпением ждут, когда же дом Репина передадут на баланс Харьковской области — тогда можно рассчитывать на деньги и то, что ремонт завершится к юбилею художника. После отъезда из Чугуева Илья Репин вновь побывал на родине только спустя 30 лет. Все это время художник щедро дарил свои картины родным и близким, жившим в Харьковской губернии. Своей двоюродной сестре, которая была настоятелем Верхне-харьковского женского монастыря (рядом с селом Стрелечье), художник подарил полотно "Освобождение от смерти трех невинно осужденных".

ОБРАЗЫ — РОДОМ ИЗ ЧУГУЕВА
После Парижа Илья Репин в 1876 году с супругой и двумя маленькими дочерьми возвращается в Чугуев и селится в родительском доме. В письмах друзьям он пишет, что на его родине "небо, как в Италии, а солнце — как в Испании". Тут родился и его единственный сын Юрий. Крестными родителями мальчика стали мировой судья Александр Любицкий и жена отставного майора Евдокия Чадина, сообщает метрическая книга Покровского собора Чугуева за 1877 год. Любицкие были друзьями семьи Репиных, и во время пребывания в Чугуеве художник даже написал портрет супруги мирового судьи Софьи Любицкой, известной красавицы — сейчас картину можно увидеть в Харьковском художественном музее. Всего за год в Чугуеве художник создал 22 картины, образы и сюжеты находил здесь же.

В 1907 году Репин мечтал вернуться на родину и возродить в Чугуеве художественные и ремесленные мастерские, в которых дети из простых семей могли бы научиться ткачеству, мозаике и резьбе. На этот культурный проект деньги собирали во всех уголках Российской империи. Под ремесленные мастерские даже планировали приспособить здание Торговых рядов — крытый рынок, в котором во времена детства Репина продавали лошадей, рассказала "Сегодня" сотрудник музея-усадьбы Репина Елена Дашко. Но началась Первая мировая война, затем революция — и мечта Репина не осуществилась. Сейчас в Торговых рядах, как и 200 лет назад, вовсю идет торг.