Рисует богов за полярным кругом

10 августа 2008, 11:03
Картины Игоря Филиппова выставляются в Норвегии, Швеции, Франции и Германии, но вдохновение к художнику приходит только в Харькове.

Игорь Филиппов, фото из личного архива

Картины 47-летнего харьковчанина Игоря Филиппова лучше знают за границей, чем в Харькове. Хотя его выставки в нашем городе случаются нечасто, тем не менее на них к художнику иногда подходят люди и говорят, что уже видели его работы и помнят сюжет. "Мое имя могут не вспомнить, но картины обычно узнают — значит, у меня сформировался свой стиль, определенный "почерк", — рассуждает Игорь.

Боги, легендарные герои, персонажи китайской, скандинавской, египетской, греческой мифологий, библейские сюжеты, мифы майя, ацтеков и Нового Света, диковинные звери и птицы — эти картины действительно сложно забыть, увидев хоть раз. Иллюстрации Игоря Филиппова к произведениям Эдгара По выставлялись в Швеции, одна из работ была приобретена для музея. Техника исполнения необычна — картины будто состоят из квадратиков, цветных мозаичных кусочков. "Я вырос возле моря и любил мозаики Херсонеса, — размышляет художник. — Наверное, от этого и "квадратики".

Реклама

У некоторых персонажей — довольно странные позы, голова вывернута вопреки всем законам природы, что придает им сказочный и добрый вид. Глаза закрыты — похоже, что они спят. Или это мы спим, а они нам снятся. "Почему они так наклоняются?" — я указываю на неоконченное изображение кота, который смотрит на меня снизу вверх. "Болеют, бедные! — смеется Игорь. — Остеохондроз!" Кажется, что творец передает своим героям собственную доброту и открытость. "Художник везде изображает сам себя", — подтверждает Игорь мою догадку. А еще он придумывает свои новые, добрые мифы. Одной из нашумевших картин стал "Георгий, перевязывающий змия", в английском варианте это звучит, как "исцеляющий (healing) дракона". Игорь дает совершенно обыденное объяснение этому сюжету: мол, надоело, что Георгий все время убивает, захотелось нового окончания легенды.

СВОБОДНЫЙ. Родившись в Севастополе и получив художественное образование в Санкт-Петербурге, художник объездил практически полмира: жил и работал в Северодвинске, полгода провел в Америке, творил в Норвегии, а около пяти лет назад переехал в Харьков по приглашению известного харьковского художника-графика Олега Векленко. Игорь Филиппов не считает себя жителем одного города или страны, все время он проводит в разъездах, выставках и поиске новых сюжетов. Но признается, что в Харькове, где он бывает от силы три месяца в году, ему работается лучше всего.

Кажется, что для этого действительно свободного художника не существует границ. "Все границы находятся у человека в голове, это психологические барьеры. Конечно, есть и материальные преграды, но в основном человек создает себе преграды сам", — уверен Игорь Филиппов. "А кто будет платить Вам больничный, если вдруг заболеете?" — любопытствую я. "Никто, конечно! Когда говорят "свободный художник", то имеют в виду — от чего свободный? От денег!"

Реклама

ГРАФИК. Игорь считает, что заниматься продажами картин так же сложно, как и создавать их, и, если художник работает не на заказ, то большинство его работ продается случайно. Для того, чтобы стать известным на Западе, надо там жить, считает он, поэтому нашим художникам широкая известность "не светит", тем не менее, его собственные картины пользуются спросом за рубежом. Например, на недавней выставке Игоря Филиппова, которая прошла во Франции в городе Лангр, на родине Дидро, в частные руки "ушло" больше половины его картин.

Впрочем, свобода творческого человека относительна не только в финансовом плане. Жизнь Игоря Филиппова расписана на год вперед и даже больше. График работы — достаточно напряженный. Художник работает по 8—12 часов в день, ненормированно, без выходных и даже отпуска. Отдых для него — это смена видов изобразительного искусства. "Чтобы отдохнуть, я могу вместо живописи заняться графикой или писать этюды, но никому их не показывать", — смеется художник.

О МОРЖАХ И МЕДВЕДЯХ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ЗНАКИ
Несмотря на постоянные поездки по миру и знакомство со многими удивительными местами, о Шпицбергене Игорь вспоминает с особым восторгом. Первозданная природа, нереальный цвет неба и земли на рассветах и закатах, звери, которые чувствуют себя там хозяевами.

Реклама

Однажды на прогулке Игорь с товарищами увидел на берегу моржа. Тот не обрадовался приходу людей, но и не торопился убегать — он мог в любую минуту нырнуть под воду, но было видно, что ему лень это делать. Пока его фотографировали, он только отмахивался одной ластой, будто говоря: "Что уставились? Уходите уже!", вспоминает художник со смехом. В окрестностях также водится немало белых медведей, о которых предупреждают необычные дорожные знаки: медведь в красном треугольнике. Встреча с этим диким обитателем может закончиться для человека трагически, поэтому местные жители не выходят из города без ружья. Впрочем, говорит Игорь, ружье берут скорее для отпугивания зверей, убивать их не хотят, к тому же это почти невозможно из-за их толстой шкуры и быстрой реакции.

"Пленер", рисование под открытым небом, которое художники обычно устраивают в летние дни на морском или речном берегу, здесь также необычен — за полярным кругом для "открытых" художеств надо одевать рукавицы. Может, из-за суровой красоты Норвежской природы, которая приносит вдохновение Игорю Филиппову, на многих его картинах своеобразная "зимняя" цветовая гамма.