С чего начинается театр: в Одессе представили уникальные театральные афиши

26 сентября 2015, 06:50
В Одесском литературном музее проходит выставка театральных плакатов с 1920 года до наших дней

Реклама

В Одесском литературном музее проходит выставка театрального плаката "Ретроспектива. 1925—2015", посвященная 90-летию одесского Украинского театра, юбилей которого будут отмечать в ноябре. "Сегодня" посмотрела экспозицию и узнала, как менялась афиша в течение века.

В двух залах музея представлено более 50 плакатов, как старых, со времен первых театральных сезонов Украинского театра, так и современных, которые одесситы еще недавно видели на улицах города. Как рассказала нам руководитель литературно-драматической части Украинского театра Любовь Федченко, в экспозиции представлены уникальные шрифтовые театральные афиши.

"На них указаны лишь общие сведения о спектакле, но они отображают дух времени — в них проявил себя конструктивизм. Как правило, афиши печатали в двух цветах — красном и черном, а буква здесь несла не только смысловую нагрузку, но и служила визуальным элементом", — отметила Любовь Федченко.

С началом развития рекламного дела афиши становятся сложнее, на них появляются рисунки. "Рисованные плакаты появились не сразу. Начиная с 1950 года, на них указывают фамилии художников-плакатистов. Хотя афиша разрабатывалась во взаимодействии с режиссером-постановщиком, художники играли ведущую роль в создании плаката. Особенное внимание афише уделяли, если театр ехал на гастроли с постановкой. Для нашего театра рисовали афиши художники Станислав Зайцев и Александр Друганов", — отметила наша собеседница и привела в пример афишу первого послевоенного спектакля "Одесса".

Реклама

Интересно, что после войны представления проводились не только вечером, когда детям до 16 лет запрещено было посещать театр, но и в полдень. "Принимаются коллективные заявки на посещение театра от организаций и учреждений", — указано на плакате.

"Я бы сказала, что театр начинается не только с вешалки, но и с театральной афиши. Например, увидев арку, старый дом, кошку и море на афише, прохожий понимает, что пьеса — об Одессе, ведь это возможно только в нашем городе", — говорит Федченко.

Автор одной из представленных на выставке афиш "Принцесса Брамбилла" одесский скульптор и художник Михаил Рева рассказал "Сегодня", что не только работал над афишей, но также был художником-постановщиком спектакля.

"Я работал совместно с режиссером Гедрюсом Мацкявичюсом (основоположником пластической драмы. — Авт.). Было это в 2001 году, пьеса была утверждена, но костюмов еще не было. В Нью-Йорке как раз проходила моя выставка, так совпало, что на моих глазах упали небоскребы, а маски и ленты были куплены совсем недалеко от места трагедии", — рассказал нам Рева историю возникновения афиши. "Хотя действие пьесы происходило в прошлом, но суть человеческого бытия и люди не изменились. Это я пытался выразить в афише и декорациях", — поделился Рева.