Секреты долголетия от жителей Харькова

7 декабря 2013, 10:29
Одному из долгожителей пришлось даже пережить кораблекрушение

Фото: А. Макаренко

Реклама

В Харькове живут 56 человек, которым исполнилось сто и больше лет. Из них 44 — женщины, но самый возрастной — 106-летний мужчина. Мы пообщались с долгожителями и выяснили секреты их долголетия.

КРУШЕНИЕ. В этом году вековой юбилей отметил Михаил Терлецкий, большую часть жизни проработавший на заводе "Турбоатом". Уроженец Одесской области из обычной крестьянской семьи первые годы обучался дома, так как школы в деревне не было. После переезда семьи Михаил Федотович окончил семь классов, а после овладел профессией слесаря. В 1929-м у юноши потребовали справку о родителях, и поскольку отец Михаила Федотовича был середняк, парню не полагались ни стипендия, ни общежитие. "Мне пришлось закончить с обучением и идти работать", — вспоминает Терлецкий. Почти год он проработал слесарем в депо, и после увольнения решил ехать в Харьков, который в то время был столицей. На работу можно было устроиться только через биржу труда. "Были такие большие очереди, что в первый день я не попал. Я вернулся на вокзал, где пробыл до полуночи, а потом всех выдворяли, и пришлось ночевать в сквере. А было начало марта, холодно", — вспоминает долгожитель. Две ночи он провел на скамейке, пока не удалось устроиться на строительство турбозавода (нынешний "Турбоатом") копать котлованы. По словам Михаила Федотовича, никакой техники не было, люди работали лишь с помощью лопаты, кирки и тачки. Позже парень работал грузчиком, диспетчером по приему грузов, и все это время жил в деревянном бараке на 50 человек. Когда завод заработал, Терлецкий пошел трудиться в станкомонтажный цех. До сих пор на заводе сохранился станок длиной 30 м, к монтажу которого он приложил силы. В 1933-м перешел в турбомонтажный цех, и принимал участие в монтаже турбин на электростанциях по всему Союзу. За досрочный монтаж турбины на крейсере в Николаеве героя премировали велосипедом.

Терлецкому пришлось даже пережить кораблекрушение, когда его отправили на Дальний Восток. "Ехать не хотел, но директор пообещал за успешную работу выделить комнату. Смонтировав турбину на судне, ее нужно было на буксире переправить из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток, но на море разыгрался 12-балльный шторм. Буксир потерял ход, корабли столкнулись, в судне, на котором я плыл образовалась пробоина, и оно начало тонуть", — вспоминает долгожитель. "Моряки" отрубили трос и отошли подальше от буксира, но на этом все не закончилось. Судно разломило пополам, и люди спасались на шлюпках. "Ночь, ничего не видно, мы еле доплыли, кое-кто погиб. На берегу не могли ни костер развести, не было ни хлеба, ни воды, мы мокрые, идет снег и дождь, и только на третий день нас увидели пограничники", — вспоминает Терлецкий. Возвращаясь в Харьков, в Москве он встретил будущую жену Лиду. "Она жила у дяди и хотела меня сразу повести к нему познакомить. А я был с бородой и говорю: давай я сначала ее сбрею, а потом пойдем. После в Москве и свадьбу сыграли", — улыбается дедушка. Когда пара приехала в Харьков, их уже ждали обещанные ключи от комнаты на Сумской. Супруги любили отдыхать на Кавказе, и в одном из таких путешествий их застала война. Терлецкого командировали в Севастополь, но пара очень хотела вернуться домой, и им дали разрешение. "Мы вышли из поезда ночью, людей нет, под боком фронт, слышны залпы. Весь Харьков был перегорожен рогатками, мешками. По дороге нам сказали, что дома нельзя зажигать свет", — вспоминает герой, что было за несколько дней до того, как немцы пришли в город. На следующий день семья собрала вещи и на поезде отправились в Свердловск, куда эвакуировали завод.

Реклама

После освобождения Харькова Михаил Федотович вернулся восстанавливать предприятия. Свой трудовой путь он завершил в институте низких температур, пережив перед этим два инфаркта. Почти 30 лет назад умерла его супруга, сейчас Михаил Федотович живет вместе с внуком, но без дела не сидит. Каждый год в теплое время он живет на даче, где выращивал до 18 сортов томатов. "В этом году помидор я уже не садил, они требуют много ухода, но сажу петрушку, морковь, солю огурцы. Когда выезжаю в сад, я как мочалка, а уже через неделю горы ворочаю", — хвастается дедушка. Секрет своего долголетия считает кроется в работе и физических нагрузках. "Не люблю зиму, приходится долго дома сидеть. Телевизор я не смотрю, а каждое утро полчаса уделяю зарядке. Молодежи прежде всего советую меньше увлекаться дикими фильмами и компьютером", — добавляет долгожитель.

МОМЕНТЫ СЧАСТЬЯ. В том, что упорный труд — залог долгих лет жизни, уверена и 102-летняя Евдокия Вроманова. Она родилась в поселке Печенеги и вслед за старшей сестрой в 18 лет переехала в Харьков, где устроилась работать токарем на завод "Серп и молот". Вспоминает, что тогда по городу вместо трамваев людей возили коляски, запряженные лошадьми. Здесь же Евдокия Ефимовна встретила супруга. Женщина признается, что за ней ухаживал и офицер, но влюбилась и вышла замуж она за электросварщика. С улыбкой вспоминает счастливые моменты своей жизни, которых было немного: как до замужества любила ходить на танцы, учила танцевать подругу. Во время войны и голода Евдокия Ефимовна, чтобы прокормить себя и 4-летнего сына ходила за 150 км в села, где меняла вещи на еду и помогала по хозяйству. "Я трудилась день и ночь, падала с ног, но мы не голодали", — убеждает женщина. Довелось ей также работать на тарном заводе, художественной фабрике, а последние годы — уборщицей в институте "Теплоэнергопроэкт", часто без выходных. Часто Вроманова грустит, что пережила и мужа, сына и двух сестер, но особенно жалеет, что не видится с внуком: мол, тот совсем не интересуется и не общается. Живет женщина у опекунов, и когда здоровье позволяет всячески, помогает по хозяйству своей второй семье.