На нелегальных шахтах Донбасса работают без воздуха и выходных, а за травмы – увольняют

7 ноября 2013, 08:18
В погоне за добычей "черные копатели" полностью игнорируют все правила безопасности

Дырка. Закрытая недавно нелегальная шахта под Луганском. Фото: А. Глушков

В Донбассе незаконная добыча угля приобрела промышленные масштабы и стала серьезной проблемой для безопасности шахтеров, работающих в легальных шахтах. "Сегодня" побывала в Луганской области и выяснила, в каких условиях приходится работать шахтерам на обычных копанках.

"ПЕТУШОК" В ПОМОЩЬ. Все копанки похожи друг на друга: обнесены высокими заборами, за которыми находятся дыры, с виду похожие на большие землянки. Рядом стоит бытовка для рабочих, у входа в "шахту" — несколько компрессоров, которые обеспечивают работу отбойных молотков. На одной из копанок мы увидели, как роль лебедки для подъема добытого угля исполнял старенький мотоцикл со снятым задним колесом, на обод которого наматывался трос.

Реклама

"Сегодня" пообщалась горняком, который в свое время работал на копанке. "Один мой знакомый позвал меня работать на копанку, которая находилась далеко за городом, — рассказал нам луганчанин Сергей Гробницкий. — В смену нас выходило по пять человек, еще двое-трое оставались наверху. Ежедневно мы проползали на пузе несколько сот метров до забоя. Единственным источником свежего воздуха были отбойные молотки, которые питались с поверхности. За смену мы выдавали где-то шесть-семь тонн угля. В конце дня грузили на "КамАЗ" добытый уголь стареньким экскаватором-"петушком". В месяц я получал на руки где-то четыре тысячи гривен, иногда даже пять. Но это если не брать отгулы, отпуск или больничный. За неделю невыхода в смену зарплата урезалась вдвое. А когда меня придавило балкой и я два месяца не мог подняться с постели, то мне просто сказали, что я на этой копанке больше не работаю и лечение мне оплачивать никто не будет".

ПОДЗЕМНАЯ УГРОЗА. По словам Сергея, иногда под землей было настолько тесно, что приходилось выдыхать полной грудью и вжиматься в стену, чтобы пропустить наверх ванну-вагонетку с добытым углем. На вопросы о технике безопасности начальство отвечало кратко: "Не нравится? Мы вас не держим — идите куда хотите!" В погоне за добычей "черные копатели" полностью игнорируют все правила безопасности, а выработанные участки копанок, откуда уже выбран весь уголь, могут находиться не только под строениями, но и создавать угрозу обрушения легальных шахт и гибели шахтеров. Такое небезопасное соседство все чаще пресекают сотрудники горнодобывающих предприятий. Например, в этом году с помощью службы безопасности "ДТЭК "Ровенькиантрацит" удалось ликвидировать несколько масштабных копанок.

"В начале ноября удалось остановить работы по разработке копанки около бывшей шахты №68. К сожалению, виновных лиц не удалось установить и задержать. Копатели успели сделать выработку, несанкционированно вскрыв горный отвод 12 метров в глубину и 3 метра в ширину. Они практически добрались до угольного пласта. Для ликвидации последствий незаконной добычи угля потребуется 1000 кубометров грунта, и как минимум двадцать пять тысяч гривен", — рассказал "Сегодня" главный инженер шахтоуправления "Ровеньковское" Юрий Малиборский.

Реклама

"Двери". Попадают в копанку только лежа — высота входа ниже метра. Фото: ДТЭК

КОПАНКИ ЛЕГАЛИЗУЮТ

Реклама

Нелегальным шахтам все сложнее становится сбывать свою продукцию. К примеру, те же энергетики отдают предпочтение твердому топливу, которое было добыто на шахтах легальным путем, даже несмотря на то, что такой уголь существенно дороже. К слову, подходя к проблеме незаконной добычи полезных ископаемых, в Луганской области власти приняли решение легализовать некоторые копанки.

"Часть мини-шахт вполне возможно узаконить, такие вопросы рассматриваются и утверждаются с последующей выдачей лицензии. Однако "ДТЭК Ровенькиантрацит" не подписал ни единого договора, разрешающего работать в границах своего горного отвода. Чтобы обеспечить безопасность шахтеров мы постарались максимально изолировать свои горные выработки, — заявил Гендиректор "ДТЭК Ровенькиантрацит" Александр Богданов. — Наша компания никогда не покупала уголь, который добывается на копанках. Нам просто это не нужно, мы сами можем и добыть, и обогатить уголь".

ПРАВООХРАНИТЕЛИ ОТВЕЧАЮТ ПОГОНАМИ

Власти Луганской области заверяют, что ведут активную борьбу с копанками. Привлечь пришлось даже авиацию: специалисты следят за областью с высоты, облетая ее на вертолете. В обладминистрации говорят: если правоохранители будут игнорировать сообщения о незаконной добыче полезных ископаемых, это будет расценено как пособничество преступникам, что повлечет серьезные кадровые выводы в отношении руководителей силовиков. Сотрудники угледобывающих предприятий ДТЭК постоянно проводят обследование территории и составляют соответствующие акты. "С начала года были выявлены и открыты уголовные производства по 363 фактам незаконной добычи угля. Из них 158 фактов были установлены благодаря жалобам и заявлениям", — сказали в облУВД Луганска.