Шахтеров Донбасса страхуют по-немецки

17 мая 2010, 18:19
Уроки "Распадской". В случае гибели горняка семья получит его пятилетний заработок

Взрыв на шахте "Распадская" в Кузбассе, который унес жизни 66 горняков, обнажил проблемы социальной защиты российских шахтеров. Из-за финансового кризиса в 2009 году владельцы предприятия сократили расходы на соцпакет рабочих: застраховали горняков на сумму до 80 тыс. руб. (20 тыс. грн.). И теперь семьи погибших могут рассчитывать на компенсацию максимум 330 тыс. руб. (90 тыс. грн.). На фоне таких вопиющих фактов "Сегодня" выяснила, на что, в случае беды, могут рассчитывать семьи шахтеров Донбасса.

В Украине система выплат при трагедиях на шахтах построена без участия страховых компаний — ими занимается государственный фонд соцстраха. "Отдельно застраховать каждого конкретного горняка работодатель может по желанию. Но, как правило, это делают не часто, потому что страховые взносы довольно высоки. Такой льготой могут заманивать на работу, например, дефицитных специалистов. Для всех остальных сотрудников предприятия делают отчисления в наш фонд — до 13% от размера заработной платы, и в случае трагедии его семья получает компенсацию", — рассказала нам начальник отдела возмещения ущерба облуправления фонда соцстраха от несчастных случаев на производстве Наталья Степанова.

Реклама

По словам экономиста ПРУП Михаила Маландина, размер выплат соцстраха тоже зависит от зарплаты горняка. Прежде всего, семья погибшего получает разовую помощь в размере его пятилетнего заработка. С учетом средней зарплаты подземного рабочего 5 тыс. грн. получается — около 300 тыс. грн. Кроме того, каждый ребенок погибшего шахтера получает его годовой заработок — по 60 тыс. грн. А каждый из его родителей получает еще по три среднемесячных заработка утерянного кормильца — плюс 30 тыс. грн. Таким образом, родственникам погибшего шахтера государство выплачивает около 400 тыс. грн., что сравнительно много даже по европейским меркам.

"Фонд страхования от несчастных случаев на производстве в Украине полностью финансируется работодателями. Есть выплаты и на случай гибели, и на случай потери трудоспособности. Наши законы в этом плане гораздо лучше российских. Россияне оставили систему соцобеспечения еще советского образца, мы же взяли систему соцстрахования по примеру ФРГ", — рассказал нам нардеп и председатель Федерации профсоюзов Василий Хара. По мнению председателя Ассоциации независимых профсоюзных организаций шахт Валерия Миллера, страховые компании в Украине стоило бы привлечь только для выплат при потере трудоспособности и инвалидности, потому что оформление регресса в фонде соцстраха занимает очень много времени — до нескольких месяцев.

"Соцфонд ни за что не отвечает"

Реклама

Гендиректор УАСК "АСКА" Александр Сосис говорит, что у частного страхового бизнеса нет возражений по поводу страхования рисковых профессий, в том числе угольщиков. "Возможно, имеет смысл перейти на обязательное страхование частными страховыми компанями, но не по принципу соцфонда, а по принцпипу обязательного страхования этих рисков. Если будут работать частные страховые компании, это даст более качественный контроль с их стороны, чем со стороны фонда. Да, фонд делает выплаты, но ему не хватает денег и бюджет его дотирует. К тому же общеизвестна его коррупционность – таким образом, например, назначаются группы инвалидности. Кроме того, угольщики должны платить значительно больше, чем другие отрасли. Страховой бизнес мог бы усреднить тарифы, сделать их более низкими, более эффективно влиять на состояние техники безопасности шахт (ведь соцфонд ничего не решает), исключился бы фактор коррупционности. А что до того, кому платить за страховку – то, на мой взгляд, платить должен тот, по чьей вине произошел несчастный случай", – считает Александр Сосис.

Андрей Мащенко, Татьяна Дубовая