Шесть тайн матушки Серафимы

14 ноября 2007, 19:00
Самая известная и публичная монахиня в Украине, которая вошла в список ста самых влиятельных женщин страны, рассказала "Сегодня", как ей удается совмещать светскую должность депутата горсовета и духовное лидерство в женском монастыре

А.Лесик

Родилась Надежда Шевчик 25 марта 1963 года в Черкасской области. Питая сильную симпатию к православной церкви, она в 17 лет стала послушницей Покровской киевской обители. Через пять лет Серафима перешла в Одесский Свято-Архангело-Михайловский монастырь, в котором уже несколько лет занимает должность настоятельницы. Ее первая книга "Одесский Спасо-Преображенский собор: жизнь, гибель, воскресение", вышедшая в 1993 году, стала тем краеугольным камнем, с которого началось восстановление Спасо-Преображенского кафедрального собора. 6 сентября 2006 года матушка Cерафима была отмечена званием "Лучший христианский журналист-2006" как автор пятнадцати книг на тему истории и настоящего Украины и украинской православной церкви. А осенью 2007 года стала лауреатом премии "Женщины третьего тысячелетия-2007", войдя в список ста самых влиятельных женщин Украины.

1. ЕЕ ИМЯ —

Реклама

НАДЕЖДА ШЕВЧИК

Для большинства одесситов имя Надежда Шевчик — ни о чем не скажет, в отличие от матушки Серафимы. Много лет назад, когда тогда еще девушке Наде было всего 16, она приняла решение посвятить себя служению людям и Богу. С самых ранних лет, по словам матушки Серафимы, она испытывала интерес к духовным законам, и уже в 17 приняла монашеский сан и обрела новое имя — Серафима. Отец и мать Надежды — крестьяне, люди верующие, и они совсем не препятствовали тому, чтобы их дочь ушла в монастырь. В течение одиннадцати лет она несла послушание в Покровской киевской обители под мудрым присмотром матушки игуменьи Маргариты. "Она была для меня духовной матерью и помогла становлению моей души. До сих пор ее мудрые советы помогают мне в послушании, в жизни и творчестве," — вспоминает матушка Серафима.

2. ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА

Реклама

ЗОЛОТОШВЕЕК

По инициативе матушки Серафимы при Одесском Свято-Архангело-Михайловском монастыре, игуменьей которого она является, появился Дом милосердия, где проживают около семидесяти престарелых немощных людей. Здесь они получают кров, тепло, медобслуживание. Около пятисот человек приходят в монастырь ежедневно за порцией горячей свежей пищи. "К нам тянутся бомжи со знаменитого одесского "Привоза", с вокзала, из парка Шевченко. Это очень сложный контингент. И довольно часто эти люди создают обстановку не совсем благоговейную, но тем не менее мы их терпим, потому что знаем — им некуда пойти. Особенно много таких зимой, когда сильные морозы", — рассказывает настоятельница. Кроме этого, на базе монастыря действуют два отделения Одесской духовной семинарии: регентское и золотошвейное. Обучается здесь более 160 студенток из многих областей Украины, Молдовы и даже России.

3. МОНАХИНЯ И

Реклама

ДЕПУТАТ

Надежда Шевчик родом из Черкасской области. Шевченковский край, где всегда по-особенному ценили историю, религию и даже политику, сформировал особое видение этих сфер жизни и у матушки Серафимы. "Наш Кобзарь любил и Украину, и православие и так защищал его, как никто из деятелей нашей культуры," — считает матушка, которая стала депутатом Одесского городского совета V созыва. На сегодняшний день она возглавляет комиссию по вопросам культуры и духовности. Большая редкость, если матушка Серафима пропускает какое-то знаменательное культурно-просветительское событие города Одессы. А поскольку ей "болят" времена Голодомора, Великой Отечественной войны и Холокоста, она ревностно относится ко дням памяти этих событий и призывает коллег-депутатов к благоговейному почитанию жертв террора. Кроме того, настоятельница возглавила комиссию, выступившую против проявлений вандализма на одесских кладбищах. Она убеждена, что вандализм является закономерным проявлением сил, которые исповедуют ксенофобию. Естественно, что часто имя матушки мелькает в СМИ, про нее пишут в газетах и журналах, она выступает с речами на политических митингах, после которых уверенно дискутирует с властями в теле- и радиобрифингах. "Я не стесняюсь появляться перед камерами и фотоаппаратами, и никогда не пренебрегаю возможностью повлиять благой вестью на безбожное общество через СМИ. Ведь они имеют огромное влияние на общественное мнение, и, пользуясь этими средствами, Церковь просвещает мирян светом Свыше", — объясняет она свою публичность.

4. ПИСАТЕЛЬ

И ИСТОРИК

Два последних года матушка Серафима писала книгу. " Я, наверное, назвала бы свои книги церковной публицистикой, хотя пишу работы, основанные на исторических фактах. Например, книга "Молитва за победу", посвященная Великой Отечественной, создавалась около года, она опирается на сотни источников: архивы, мемуары, свидетельства, причем в ней представлена не только советская сторона, но и немецкая – мемуары немецких военачальников. Мои книги предназначены для массового читателя, а не для узкого круга специалистов. Мне бы хотелось, чтобы эти работы были "живыми" и читабельными", – рассказывает матушка Серафима. Работая над книгами, матушка Серафима изучает архивные документы. Учитывая то, что сегодня церковная журналистика затрагивает острые проблемы социально-общественной жизни, как писатель матушка Серафима считает, что Церковь пытается таким образом найти пути к массовому читателю.

5. ВМЕСТО ФИТНЕСА —

БЬЕТ ПОКЛОНЫ

Бытует мнение, что успешная женщина должна ходить в дорогой одежде, ездить на машине элитной марки и, желательно, вести здоровый образ жизни. Однако, по мнению в прошлом Надежды Шевчик, для того, чтобы стать женщиной-лидером, совсем не обязательно следить за своей фигурой и регулярно посещать фитнес-клубы. У нее, например, успешного политика и смиренного священнослужителя, вообще нет времени для занятий спортом. И единственное, что она делает для поддержания стройности своей фигуры, как она сама говорит, так это бьет поклоны в храме Божьем. " Это совсем не сложно. Заходите в храм и бьете 1000 поклонов Всевышнему. Видите ли, эти упражнения универсальны, они полезны как для физического тела, так и для духа человека", — говорит настоятельница. Опять-таки, многие уверены, что демонстрации своего нового платья в каком-то изысканном ресторане или на концерте популярного исполнителя достаточно для того, чтобы пользоваться известностью и быть в центре внимания. В жизни матушки Серафимы этот прием не работает. Она вообще не ходит на светские рауты и концерты. Ее каждодневный наряд — черная церковная ряса, а насущная пища – это не ресторанные лакомства, а монастырская похлебка. По крайней мере, такие характерные отличия не мешают ей быть в эпицентре городских событий.

6. ИСПОЛЬЗУЕТ ИНТЕРНЕТ

ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Матушка Серафима пользуется машиной "Маргузин", которая сделана на базе пассажирской "Газели". "На сессии горсовета приезжаю на своей "газэльке". Торжественно выхожу перед этими "Бентли" и "Мазератти" и спокойно иду себе в зал", — улыбается настоятельница. "Ну неужели никаких таких благ цивилизации?", — удивились мы. Как оказалось, политик и игуменья в одном лице пользуется всеми прогрессивными технологиями современности. Она отлично владеет компьютером, умело обращается с Интернетом и обменивается информацией через электронную почту. Мобильным телефоном пользуется вот уже несколько лет. "Очень сложно динамичной развивающейся личности обходиться без этих средств. Ведь в сети Интернет большие информационные ресурсы, а личный номер мобильного телефона помогает мне решать вопросы не только политического, но и духовного характера", – поделилась матушка. Как же удается этой женщине сочетать в себе столь противоречивые призвания и при этом ни разу не захотеть мирской жизни со всеми ее прелестями и даже пороками? "Секрет прост, — объясняет настоятельница, — публичная слава и известность для меня – не искушение дьявола и грех тщеславия, это возможность нести любовь в этот черствый мир и просвещать его Божьим светом! И тот путь, который я выбрала, никогда бы не променяла на что-то другое".