Скандал на Одесском НПЗ Курченко: работники боятся вооруженных людей и краж

26 ноября 2014, 10:07
"Сегодня" выясняла, кто борется за владение нефтяными активами Одесчины

На территории завода мелькают балаклавы и автоматы. Фото: dumskaya.net

Накал страстей вокруг Одесского нефтеперерабатывающего завода не спадает уже больше полугода, а в последние дни достиг апогея. После субботнего вторжения автоматчики остались на территории завода под предлогом охраны нефтепродуктов и с разрешения прокуратуры. Работники говорят, что при малейшем движении в сторону складов они загоняют пулю в патронник и кричат: "Стой! Стрелять буду!" Руководство НПЗ говорит о рейдерском захвате с подачи конкурентов и сетует, что из-за этих людей хранящиеся на складах нефтепродукты могут "исчезнуть", а госпошлины по ним останутся неоплаченными. "Сегодня" выясняла, кто борется за владение нефтяными активами Одесчины.

САМЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ. Весной 2013 года Одесский НПЗ выкупила у российского "Лукойла" компания ВЕТЭК, во главе наблюдательного совета которой стоял харьковский бизнесмен Сергей Курченко, а само предприятие после двух с половиной лет простоя наконец запустили. Тогда россияне считали его самым проблемным и малоприбыльным. И не зря: заработать на полную мощность завод так и не смог. Сначала для него не было нефти, а в феврале 2014 года якобы приближенный к президенту Януковичу Сергей Курченко "пропал". Этой весной имущество и землю НПЗ арестовали, мол, сюда ввозили нефтепродукты, которые должны были бы экспортировать, но в итоге за рубеж они так и не попадали. "Налицо явное нарушение таможенного и налогового законодательства", — говорили тогда правоохранители.

Реклама

Работники предприятия, около 80% которых, к слову, уволили в августе-сентябре, говорят, что на время ареста НПЗ перекрыли трубы, железнодорожные пути и одну из двух проходных. "Поэтому ни руководство, ни кто-либо из сотрудников сливать и воровать нефтепродукты не могли, как некоторые сейчас говорят. А на второй проходной даже выставили для охраны милицейский пост", — рассказал "Сегодня" уволенный заводчанин Роман. По его словам, на предприятии остались в основном пожилые люди и работать под дулами автоматов им совсем не сладко.

БОЯТСЯ ГРАБЕЖА. В администрации завода уверены: люди, организовавшие "захват", хотят вывезти нефтепродукты контрабандой. "Они захватили товарный парк и готовят нефтепродукты к отправке, причем вывозить хотят только автотранспортом, поэтому отследить, куда они направятся, будет почти невозможно", — пояснил генеральный директор НПЗ Марк Эпштейн. И добавил, что бензовозы, похоже, будут вывозить нерастаможенными, ведь, по его данным, в таможенную службу никто из руководящих вывозом "захватчиков" не обращался.

ЗА ТИТУЛ КОРОЛЯ. Эксперты говорят, что происходящее на Одесском НПЗ — это сражение за нефтепереработку. "Кто-то хочет приобрести завод и получить звание "бензинового короля". В Одессе в этой роли, возможно, хочет выступить днепропетровский губернатор. Хотя предприятие и является собственностью Курченко, правда, через странные махинации, сейчас идет активная борьба за активы беглых олигархов", — отмечает политолог Вадим Карасев. Не исключают некоторые эксперты и тот факт, что ситуацию могла искусственно создать российская сторона, дескать, не получилось "защищать" русскоязычное население в Одессе, значит будут горой стоять за российские активы. "Беглый олигарх взял у российского банка кредит для закупки нефти, а имущество завода стало залогом за взятые деньги. Понятно, что займ нечем возвращать", — говорит наш источник на НПЗ.

Реклама

ПОЖАР. Только позавчера руководство НПЗ предупреждало о том, что из-за неаккуратности автоматчиков и их окурков существует угроза взрыва, как в одном из ангаров начался пожар — загорелась сера. Правда, пока на место происшествия приехали две пожарные машины, работники с помощью огнетушителей укротили огонь самостоятельно. "Спасатели проверили состояние помещения и убедились, что угрозы распространения огня нет. Причина пожара устанавливается", — сообщили нам в ГСЧС.

В ХЕРСОНЕ. Месяцем ранее о рейдерском захвате заявили на Херсонском пункте перевалки нефтепродуктов. Там обошлось без возгораний, но главе предприятия Борису Шимигану повезло еще меньше, чем его одесскому коллеге: его даже не пускают на рабочее место, а бензовозы с нефтепродуктами выезжают с территории один за одним. "В начале октября к нам, вместе с вооруженными людьми, пришло два постановления суда, согласно с которыми мы должны были передать нефтепродукты и имущество установленным учреждениям, но механизм этой передачи никто не оговаривал", — рассказывал "Сегодня" Шимиган. Когда он с работниками пришел на перевалку выполнять постановление, их не пустили вооруженные охранники, а люди даже не могли забрать свои трудовые книжки.