Специальный репортаж: "Дети войны"

7 сентября 2014, 21:25
Необъявленная война ежедневно собирает страшную жатву

Дети  хотят мира. Фото: принтскрин

Всего каких-то полгода назад словосочетание "дети войны" звучало совсем по другому. Речь шла о наших согражданах, уже в преклонном возрасте, которые родились в военное лихолетье 40-х годов прошлого века. И о льготах для них. То общество было согласно – эти люди пострадали. Им следует помочь. Все изменилось. Необъявленная война ежедневно собирает страшную жатву. В том числе и жизнями детей. А уцелевшие? Чувствуют ли они себя детьми? И почувствуют ли когда-нибудь? Целое поколение нужно спасать. Его еще можно спасти.

Страшно, когда вместо детских садов – подвалы. .. Когда вместо смеха – слёзы… Когда количество сирот растёт с каждым днём... Две несовместимые вещи – дети и.... война. Только вслушайтесь в это словосочетание "дети войны", сегодня это уже реалии, это не пенсионеры с военными льготами, а обычные малыши, которые ещё вчера жили в Славянске, Донецке или Луганске... Дети которые живут в стране -где... стреляют...

Реклама

Дети становятся заложниками ситуации. Они… меняются. Ведь в то время, когда надо играть в казаки-разбойники, и компьютерные игры – перед глазами и на слуху – у них реальные сражения. Страшно, когда ломается не компьютерная видеокарта, а детская психика.

Автобус с гуманитарной помощью держит курс на оккупированные территории. 4-й месяц волонтёры рискуют жизнью, чтобы спасти людей... Что заставляет их раз за разом возвращаться в опасную зону?.. Возможно, как и мне – не дают покоя глаза оставшихся там детей... Подвалы Первомайска...

"Вот тут вот лавки поставили, тряпки, тоже что сумели кинуть в сумку, и вот теплой одежды только кофты со штанами, месяц мы уже так то до бабушки то к родственникам, бомбят везде. Боже, как ребёнок в подвале. Я боюсь чтоб не заболела, тут очень сыро, выходим иногда на улицу, тут начинают стрелять мы забегаем , забегам скажи?

Реклама

– И давно вы здесь?

- Да, давно месяц? Месяц мы тут.

- Уак?

Реклама

- Ну страшно очень тут.

- Что страшно?

- Страшно, мы выжить просто хотим, не хотим умирать.

- А сколько тебе лет.

- Мне 12, а как зовут?

- Вика

- Не дают покоя нам, бомбят нас.

- Ты часто выходишь на улицу?

- Нет.

- Почему?

- Потому что я боюсь.

- А когда будут вывозить отсюда, вы не знаете?

- Что?

- Когда нас будут вывозить отсюда.

- Боже, солнышко, я не знаю

- А как отсюда можно выехать, автобусы не ездят?

- А нас когда то вывезут отсюда или нет?

Эти вопросы преследуют до сих пор... Тогда из Первомайска детей забрать не удалось. Мы эвакуировали детей из Брянки... Едем вместе в автобусе, все выглядят на самом деле счастливыми, хотя их родители остались дома.. Ребята много смеются. Охотно рассказывают, что происходит.

В силу нежного возраста, в политике они понимают мало. Просто повторяют услышанное от родителей и прочих взрослых. Которые, в свою очередь, вряд ли осознают, что каждое эмоциональное слово, оставляет отпечаток на психике ребёнка... А может и стать моральной травмой.

"Моим маленьким попутчикам повезло. Впереди – отдых в детском лагере. Это целых три недели. А потом можно будет вернуться. Ведь весь, происходящий дома, ужас к тому времени закончится... Детям хочется верить в лучшее. И пока что – удается.", – говорит психолог.

- А кто такие дети войны?

- Которые воевали во время войны.

- Когда война была, были в дети.

- А вы думаете, вы кто?

- Нет, мы ещё обычные.

- А как вы думаете, что будет, когда будете возвращаться?

- Будем стараться, чтобы всё было хорошо, будем думать о хорошём.

- А бомбить будут?

- Нет, ни в коем случае, мы думаем, что нет",

Этих детей – вернули в детство. Пусть ненадолго. Тысячам их сверстников повезло меньше. Вместе с родителями они начинают всё с нуля. Бросают родной дом, друзей, любимые игрушки. Жестокий квест – борьба за место под солнцем.

"Это бывшая вечерняя школа, на сегодняшний день – это центр туризма и спорта районный – нам дали его на один день, но мы здесь остались по сегодняшний день", – говорит волонтер Андрей Васильев.

"Нет ничего более постоянного чем временное.... я приехала к волонтёрам, с которыми ездила в Перовмайск. В Чугуеве они организовали приют для беженцев.№,

- Сколько здесь людей живёт, сколько из них деток?

- Всего 54 человека, размещены на 40 койках , из них 24 дети

- Скажи, а сложно с размещением, много людей приезжает?

- Как раз на данном этапе это кризисный вопрос. Не хватает катастрофически, ну вот 40 коек и 52 человека на 40 местах находится, нам помогают ребята с Харькова с размещением, но там тоже очень сложно, то есть с едой мы разбираемся, а вот с вопросом расселения сложнее

- Ты в основном забираешь детей и женщин, скажи в каком состоянии зачатую детки, когда ты вывозишь их горячих точек?

- Паник, страх в глазах, ужас войны так можно сказать

- Много ещё детей нуждается в помощи там?

- Очень много , очень, но там в основном такие остались, что боятся выезжать сюда, они думают, что здесь страшно, что здесь их просто убьют.

Повсюду кровати и горы вещей. Всё принесли небезразличные люди. Беженцы не живут здесь – они ютятся – слова лучше не придумаешь. Какой там комфорт?! Матери с ребёнком в кровати не откажешь.

вжик

– Вот фломастеры –распаковываем. У каждого будет по штуке

- Кто что хочет, то берет. Я вас сейчас попрошу очень сильно нарисовать свой дом,

свою страну,н а ваш выбор

Ссвою страну не захотел рисовать никто... Дом? Дом дети рисуют... При том, что не видели его, вот уже несколько месяцев... Так, с помощью искусства, с детьми работают психологи. То, что ребёнок не произнесет вслух – расскажет цвет карандаша, или толщина линии.

Мальчик Рома рисует рисунок.

От это я нарисовал…вот это окошко

А куда выходит окошко?

- На улицу смотретью

- В почему оно красненькое?

- Не знаешь?

Красный цвет, цвет агрессии и боли. И в домике нет двери. Ее дорисует сестра – ей покажется – так будет правильно. А сам малыш просто не видит выхода. И не рисует его. Роме всего 4. Но кажется, что он старше. Здесь все такие...

Сережа Крестенович, 10 лет, разговорчивый мальчик из Алчевска.

- Как ты думаешь, что такое война?

- Это когда воюют , стреляют, убивают мирных жителей, Первая мировая, Вторая мировая

- А сейчас у нас что происходит?

- Гражданская война

- Расскажи, что это такое я просто не знаю

- Это когда военные убивают, когда их никто не трогает, дальше я ничего не знаю

Серёжа мечтает о конструкторе ЛЕГО. Дома у него был, да взять игрушки с собой не успели. Свое маленькое заветное желание есть у каждого из детей. Это тоже отражается в рисунках.

Юля Токарь со Стаханова, Луганская область

- Почему такие цвета яркие?

- Потому, что сейчас идёт такой период, что война и мне хочется думать о светлом как бы о будущем и я выбираю яркие цвета.

- Как ты думаешь, кто виноват в том, что происходит?

- Разные люди, кто-то думает, что ополченцы, кто-то думает что украинская армия, я не знаю, кто виноват, я только хочу, чтобы в стране Украине был мир.

Дети нарисовали свой дом… дом от которого они далеко, но все без исключения хотят туда вернутся. Часто за яркими детскими красками скрывается сильная боль. И для того, чтобы начать всё с чистого листа им нужна будет помощь взрослых.

Когда дети становятся заложниками в прямом смысле этого слова – это ужасно. А когда заложниками становятся больные дети это... непростительно... В донецкой больнице лежат десятки онкобольных малышей. Тяжелая форма. Они не подлежат транспортировке, – это смертельно опасно. Не менее опасно – оставаться в таких условиях...

Некоторых удаётся вывезти. Алексей Николаевич, директор Краматорского дома малютки, в своё время становился под дула атоматов, когда его подопечных пытались забрать в Россию. Теперь принимает малышей, чудом вывезенных из зоны военного кошмара...

"Эти дети в обычное мирное время нежелательно их транспортировать, тем более на дальние расстояния, но в связи с военной ситуацией как бы тяжело ни было, но приходится их транспортировать".

Кислород, противосудорожные препараты, успокаивающие, сосудистые и обязательно врач-реаниматолог.... и всё равно это очень опасно. ...

У него видите не по размерам увеличена головка, внутречерепное давление, которое сказывается на его развитии, родничок выпухает, судороги ой, гиперчустивтельность нервной системы".

В медицине существует такое понятие, как отдалённые результаты.... последствия от пережитого стресса ощущают дети даже дети до года. Даже для тех, кто еще в утробе матери – стрельба и бомбежки не проходят бесследно.

"Прогноз сложно дать, но я думаю, ч о на психике ребёнка это отразится, это будут и задержки и психоэмоциональныго может даже и физического развития, у ребенка могут развиться острые фазы энуреза, это недержание мочи, и другие последствия это и подергивания".

Тяжелобольные дети могут прийти в себя. Нужен целый комплекс помощи.

- Тоже у него судороги, крюченый видите

- Это Рома.

- Хороший Ромочка, хороший, сейчас мы тебя покормим, Рома хороший, хороший.

- В ваших руках он успокоился – он чувствует.

А этих деток я видела всего неделю назад, мы встречали их из Донецка.... А сейчас едва узнала... Всего за неделю покоя они кардинально

преобразились.

Всё таки бомбёжка всё, дети теряли в весе, и витамины потерны и соли. О тех, кто постарше, уже могут позаботиться психологи.

Вадиму едва исполнился месяц, но мама уже знает, что малыш особенный. И не потому, что очень долгожданный. ...просто он родился под бомбёжкой.... под обстрелами. Свои первые дни он провёл в подвале в Первомайске.

"- Числа 26 отключили свет исчезла мобильная связь , и у нас начались роды и мы не могли очень лого дозвонится в скорую попадали в соседний город, нам сказали, это было среди ночи, сказали выходить на улицу. Приехали скорая, мы, наверное, были уже не рады, долго ехала, приехала без стёкол расстрелянная и очень долго мы ехали до больницы. Слава Богу оставалось две акушерки на больницу

- Как вы думаете, ребёнок рождённый в таких условиях, это как то отразится, или нет?

- Будем надеяться, что нет, даже рассказывать не буду, что час после рождения спустили в подвал его , и трое суток мы были в подвале.

– Молочка у меня естественно не было , кашки тоже нету, и он всю ночь плакал , кушать хотел, а кушать было нечего, наш папа с утра пришел обегал пол города, а все равно не нашел ту кашку".

Накормить малыша удалось только на третий день... Мне трудно это понять, но его мама, вырвавшаяся с новорожденным и старшей дочерью из кромешного ужаса – не разучилась улыбаться. Есть надежда, что маленький Вадик улыбнется маме в ответ.

Ми находимся в Щуринском санатории. Сюда селят беженцев.

В основном это семьи с детьми. Боевые действия здесь не велись, за всё время сюда попал один наряд и тот в дерево. А это домик № 10, именно сюда попали осколки с того самого снаряда, здесь жила семья с тремя детьми. Отца и мать убило на глазах старшей дочери. Смерть мгновенная. Но девочка ещё долго будет пытаться спасти свою маму.

Они и жизни-то еще толком не видели. Но знают, что такое смерть. Мы заходим в дом к их новым родителям. Это родные дядя и тётя. Маленький Назар уже реагирует на людей спокойно. Совсем недавно он постоянно был на руках у старшей сестры Леры. Без неё у малыша начиналась паника. 13-летняя Лера с недетской ответственностью занимается младшими... О том, что случилось, в этом доме не говорят – это тема – табу...

- Сказали, что подъехали две Нивы – бросили минную бомбу, а что случилось, никто ничего не видел.

– Вы сразу решение приняли, чтобы забрать до себя?

- Конечно сразу, в ту же минуту и приняли решение.

- Как дети?

- Это сейчас он играется, первые дни было очень трудно. За ногу как уцепиться не возьмешь, это только мам кричит и все, это говорю спасибо реабилитационному центр, они помогли хоть контакт привести, он стал понимать, что нужно бегать, играться с детьми".

Если у людей есть автоматы, то у них свои правила и законы, и часто они берут на себя миссию – вершителей судеб. И если взрослый человек может за себя

постоят , то у детей просто нет выбора. Это общежитие на окраине Славянска и здесь живёт мать у которой отобрали ребёнка .

В маленькой комнатке на столике до сих пор стоят помытые бутылочки. На шкафу висит крестик маленькой Насти, в тот день он остался дома. Годовалого ребёнка у попавшей в больницу матери просто забрали. Посчитали, что семья неблагополучная...

"Оперировали меня в больнице Ленина. и медсестричка отнесла ребёнка через дорогу ополченцам, и когда я уже в себя пришла, мама пришла ко мне, потом пришла туда, в ребёнка не было, сказали уходи или расстреляем, кинем в подвал, потом мама ещё раз подошла, сказали уходи или кинем в подвал

Вот уже два месяца здесь не трогают вещи годовалой девочки, боятся сглазить...

- Самая любимая вот эта Машенька и вот эта в этим спала постоянно

- Вот платьешко, она любила красненькое наибольше, платьешка, комбинизончики тут это маленький есть побольше

Им остаётся только надеятся. Если называть вещи своими именами, то ребенка – похитили. Она снится ей каждый день....

- Первое, что сделаю расцелую, знаю задушу наверное в своих объятьях, и отсюда выеду куда-нибудь, чтобы места этого вообще не видеть и не вспоминать этот ужас, не хочу здесь быть.

На первый взгляд – это обычный детский лагерь, в котором – приятный сюрприз – ещё и учат играть на барабанах. На самом деле лагерь не обычный, да и урок не простой. Здесь вот уже несколько месяцев принимают только детей беженцев, а с помощью игр помогают им справиться со своими эмоциями.

- Бытует мнение, что маленькие дети они ещё маленькие переживут, вы с этим согласны?

- Я уверена, что даже если они сознательно не понимают, что произошло , то в подсознание всё есть, оно будет мешать им жить, будет тянуть их на дно, к агрессии, тревожности и другим негативным вещам.

доверие к людям. В лагере – это принцип – не наказывают. Даже голос не повышают. Здесь нет соревнований. Все рассчитано так, чтобы постоянно оказывать поддержку.

...Пока готовилась эта программа – Лизу и Вику вывезли из Первомайска... В доме Антошки появились новые обитатели. Волонтёры спасли ещё несколько десятков детей... Какими они вырастут... дети войны? Зависит ли это от меня?... От вас?... Да, зависит. Если не бояться прикоснуться к израненной детской душе сочуствием. Если не пожадничать и отдать, пусть и чужому ребенку, часть того добра, которое есть в каждом из нас. Можно, конечно, пройти мимо. Дескать, пусть война воспитывает своих детей. Но тогда эти, выросшие, -- дети передадут войну в своей душе собственным потомкам. И какое-то из будущих поколений вновь выпустит войну на свободу.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События" на канале "Украина" за 07.09.2014 19:00.