Судьба Черноморского пароходства: "Суслова" разрезали, а "Лев Толстой" едва не затонул в океане

4 ноября 2015, 07:20
Накануне распада СССР, ЧМП было мощнейшим в Европе и имело в своем распоряжении 300 судов различных классов, в том числе 21 пассажирское круизное судно общей вместимостью 12 тысяч человек

«Лев Толстой». Судно, заложенное в Польше, теперь у индусов. Фото: facebook.com

В ноябре исполняется 230 лет со дня рождения одного из учредителей Черноморского морского пароходства (ЧМП) Ивана Ралли. Спустя долгие годы, накануне распада Советского Союза, ЧМП было мощнейшим в Европе и имело в своем распоряжении 300 судов различных классов, в том числе 21 пассажирское круизное судно общей вместимостью 12 тысяч человек, которое обслуживало 14 океанских и 20 внутренних линий. Кроме того, ЧМП располагало универсальными контейнеровозами, танкерами и балкерами. Спустя годы "Сегодня" решила проследить судьбу кораблей, некогда принадлежавших одному из крупнейших пароходств в мире.

В Одесской национальной морской академии нам рассказали, что после распада СССР Укрморфлот получил право распоряжаться имуществом ЧМП совместно с Фондом госимущества Украины. В 1992 году Совет министров позволил Укрморфлоту "менять флаги, продавать, закладывать суда с целью получения кредитов для финансирования программ пополнения флота".

Реклама

В результате реализации этого разрешения ЧМП лишилось всех своих пароходов. Так, круизное судно "Федор Достоевский" до сих пор в эксплуатации, и с 1991 года ходит под багамским флагом. "Трубу с серпом и молотом перекрасили, а вместо судна ЧМП получило от Совкомфлота обесцененные практически до нуля акции. Сейчас круизник ходит под именем Astor", — рассказал нам глава профсоюзов ветеранов флота Николай Колодяжный и добавил, что через три года в Оманском заливе его атаковали пираты, однако атаку удалось отбить.

Пассажирское судно "Лев Толстой", заложенное на польской судоверфи в Щецине, теперь принадлежит индусам и называется Ocean Life. "В водах Индийского океана во время первого рейса на маршруте Гоа—Мумбаи лайнер получил трещину в корпусе и едва не затонул. Однако судно отремонтировали и оно до сих пор в эксплуатации", — говорит Колодяжный.

Турбоход "Максим Горький". Ходил на линии Гамбург—Нью-Йорк. Фото: facebook.com

Реклама

А вот ветхий военный авианосец "Киев" продали китайцам, которые на скорую руку подлатали корабль и начертали на его борту иероглифы. "Его тоже удачно эксплуатировали долгие годы", — вспоминает моряк Леонид Федоров.

Интересна судьба и "Михаила Суслова" — сейчас теплоход уже не перевозит туристов, а ранее с клиникой и казино на борту он плавал на Крымско-Кавказской линии. Спустя несколько лет его переоборудовали в глазную клинику, которая работала даже у берегов Персидского залива, а после распада СССР медблок опломбировали, и судно стало обычным круизником. В 1997 году его арестовали в порту Джебель-Али (ОАЭ), а ЧМП ни с того ни с сего выставили иск на $11 миллионов. В 2001 году новые хозяева-американцы переоборудовали "Суслова" в плавучее казино, а в 2005-м, после банкротства последних хозяев, легендарный лайнер разрезали на металл.

БЫЛОЙ СЛАВЫ ПАРОХОДСТВУ НЕ ВЕРНУТЬ

Реклама

По мнению экспертов, былой славы ЧМП уже не вернуть. И дело не столько в неготовности инвесторов вкладывать в проект средства, сколько в отсутствии лоббирования на уровне государства.

"Не лучшие времена переживает вся морская отрасль. Судебные споры решаются в судах Англии, где хорошо развито морское право, суда ходят под удобными и экономически выгодными флагами, например, тропических стран. Поэтому само наличие кораблей ситуацию не спасет — нужно решать целый комплекс проблем", — говорит морской эксперт Александр Никитенко и в качестве примера напоминает о попытке реанимации "Ильичевского муниципального пароходства", которое обернулось банкротством предприятия.

Что касается ЧМП, после его реорганизации долги пароходства остались при нем, а вот финансовые активы перешли в новосозданную структуру. Процедура санации — комплекса мер по финансовому оздоровлению предприятия — продолжается до сих пор.