В Крыму туристов катают катера из шлюпок, списанных на металлолом

20 июля 2012, 08:01
Один катер кормит бизнесмена всю зиму, а 10% прибыли отдают зазывалам

Артбухта. Из года в год здесь стоят «старички». Вывести из бизнеса их могут только частые поломки. Фото: И. Форт

С началом сезона причалы курортных городов оглашаются криками зазывал, обещающих незабываемую прогулку по морю. Заинтересовавшихся услугой уже не отпустят, а обязательно уговорят прокатиться и усадят в катер. Те, кто ездит в Крым постоянно, встречают одних и тех же капитанов на одних и тех же катерах из года в год. Меняются лишь расценки. Севастополец Евгений 20 лет проработал капитаном-механиком на пассажирских катерах в порту. Он рассказал нам о подводных камнях самого крымского бизнеса — организации морских прогулок.

Работа эта, конечно, сезонная: начинается с 1 мая и длится вплоть до конца бабьего лета. Самые "горячие" дни приходятся на пасмурную погоду, когда курортники покидают пляжи в поисках, чем бы себя занять. В холодное время года владельцы судов зарабатывают как могут: кто-то выводит в море рыбаков, организовывает корпоративы на борту, кто-то занимается другим бизнесом, кто-то тратит то, что заработал летом.

Реклама

ПЕРЕДЕЛЫВАЮТ МЕТАЛЛОЛОМ. Тому, кто собрался заняться морским бизнесом, прежде всего нужно обзавестись специальностью судоводителя и получить в Мининфраструктуры лицензию. На это уйдет месяца три и 1500—2000 грн. Обязательно должна быть реклама: в интернете, домах отдыха, турагентствах. "Катера стоят $5—50 тыс. Цена зависит от оснащения, размера, материала корпуса, — рассказывает капитан. — Самые качественные и дорогие — итальянские, немецкие, французские, голландские, польские. У нас большая часть катеров — купленные по остаточной стоимости и переделанные спасательные шлюпки с кораблей, списанных на металлолом".

Однако "прогулочный лом" проверяющих не смущает, и, по словам владельцев катеров, сегодня они почти все работают с разрешениями. Нарушители действуют так: ставят катер на причале, раздают знакомым визитки, предлагая 10% от выручки за приведенных клиентов. Но это большой риск, так как можно попасть под суд и лишиться катера.

Что касается безопасности, тут все зависит от того, что для капитана важнее: заработок или здравый смысл. "Несколько лет назад в Балаклаве от перегруза перевернулся катер. Тогда погиб ребенок, — вспоминает капитан. — Конечно, опасно отшвартовываться в шторм. Как-то яхту выбросило на берег, никто не погиб, но судно разбилось, пропали вещи, документы. Нужно обязательно следить за прогнозом погоды, чтобы такого не случилось. Много неприятностей происходит из-за алкоголя. Некоторые клиенты "перебирают", устраивают драки, приходится вызывать милицию".

Реклама

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Яхты отличаются от катеров комфортностью и стоят от $40 тыс. "Чартер" могут себе позволить только не бедняки — обходится он в сумму от $2,5—3 тыс. за сутки. При этом некоторые арендуют ее на целый месяц: рыбачат, загорают, готовят. "Как-то яхту, на которой я работал, арендовали нудисты. Весь день по палубам шастали веселые голые люди, выпивали, танцевали, — вспоминает Евгений. — Еще как-то был такой случай: пассажиры не уследили за одеждой и ее снесло ветром в воду. Им пришлось покидать борт в одних плавках — и парням, и девушкам".

Читайте продолжение: Владельцы катеров зарабатывают на туристах до 80 тысяч гривен за сезон

Инна Форт