Тайны Одесского русского театра: Лев Дуров утирал слезы костюмерше, а выпившие актеры хотели закусить бутафорской курицей

15 ноября 2015, 06:45
"Сегодня" побывала в мебельном цеху, гримерке, репетиционном зале и швейных цехах, которые расположились в обычных квартирах, и узнала театральные секреты.

На сцене. Таким видят зрительный зал актеры, сидя за столом. Фото: М. Крыжановская

Одесский русский академический драматический театр на улице Греческой, 48, — один из старейших театров юга Украины. В его зал с удовольствием приходят одесситы и гости города провести вечер, ну а мы отправились за кулисы, чтобы показать зрителям то, что от них сокрыто.

"Сегодня" побывала в мебельном цеху, гримерке, репетиционном зале и швейных цехах, которые расположились в обычных квартирах, и узнала театральные секреты.

Реклама

Мастерская. Художники оставляют себе любимые картины. Фото: М. Крыжановская

Начальник мебельного цеха Владимир Морский, который служит храме Мельпомены уже 56 лет, и рассказал о забавных случаях. Например, однажды актеров провели их же коллеги — вместо настоящей курицы для спектакля на стол подложили бутафорскую. Не зная о подвохе, артисты выпили и прямо в ходе постановки попытались оторвать от курицы кусок побольше — в результате перед зрителями полетели перья, которыми она была наполнена внутри.

Реклама

Цех. Тут рисуют полотна для спектаклей. Фото: М. Крыжановская

"Был грандиозный скандал", — вспоминает наш собеседник. И добавляет, что как-то раз во время гастролей знаменитый Лев Дуров полчаса успокаивал костюмершу, которая забыла принести ему рубаху и из-за этого жутко разрыдалась.

Реклама

В театре 12 гримуборных, но нам показали самую большую. Здесь царит идеальная чистота, ведь актрисы хранят косметику и бижутерию в столах. Еще одно большое помещение — репетиционный зал. Сейчас тут работают над спектаклем с рабочим названием "Интриганки".

Гримерная. Эта — самая большая. У каждой актрисы свой стол, а в его ящиках — косметика и бижутерия. Фото: М. Крыжановская

В помещении, где создают картины для декораций, со стен смотрят огромные морды львов из папье-маше и хранятся картины со старых спектаклей, которые оставляют себе художники. "Здесь хранятся, например, декорации к "Дон Жуану", воздушный змей и костюм паука для детской сказки", — рассказал директор литературной части Русского театра Юрий Ющенко и отвел нас на сцену. Тут на праздничном столе вот-вот закипит самовар — зрителям будет казаться, что он по-настоящему пускает пар, а на самом деле в него просто воткнули ароматические палочки, которые во время спектакля подожгут.

НА МЕСТЕ ХЛЕБНОГО СКЛАДА

Одесскому Русскому театру, который открыли на месте бывшего хлебного склада, в сентябре исполнилось 140 лет. В свое время театр был расширен за счет жилого дома, поэтому рабочие помещения находятся в бывших квартирах. На создание нового спектакля уходит полтора месяца, а его название выбирают в соответствии с предпочтениями публики, причем в разных городах он может идти под разными названиями.

ЗА СЦЕНОЙ: БОЧКА С СЕКРЕТОМ И ПИАНИНО В КАНАТАХ

Руководит проведением спектакля помощник режиссера — посредством специального пульта он координирует все действия и службы театра. Актеры между выступлениями и работники технических служб находятся в фойе, а вызывают их с помощью системы оповещения.

Пульт. Отсюда помощник режиссера руководит процессами на сцене. Фото: М. Крыжановская

"Если трансляция по каким-то причинам не работает или человек прослушал ее, тогда в фойе слышны условные сигналы: два коротких звонка — для вызова технических работников и три длинных — для актеров. Юрий Ющенко рассказывает, что пока на сцене играют 10 актеров — за кулисами еще 30 человек выполняют техническую работу. Отметим, в труппе на данный момент около 50 актеров, а весь театральный коллектив Русского — 180 человек.

Инвентарь. В "кармане" у сцены. Фото: М. Крыжановская

В "карманах" у сцены хранится инвентарь с секретом. Например, две бочки, которые используют в спектаклях "Дядя Ваня" и "Вий". Внутри бочки, у самого края — емкости с водой, и когда актер погружается в бочку, зрители уверены, что она полна, хотя воды там не больше двух литров. В этих же "карманах" хранятся и другие массивные декорации, например, стилизованное пианино, опутанное канатами для постановки "Сумерки богов", посвященной Вере Холодной.

У ШВЕЙ: РВУТ БРЮКИ И ПАЧКАЮТ МУНДИРЫ

В швейных цехах, в соответствии с пожеланиями режиссера, появляются на свет костюмы героев. Заведующая женским цехом Анжелика Быкова рассказала нам, что если бы она не была влюблена в свою работу — не выдержала бы. "Сначала все спокойно, а потом режиссер придумал-передумал, и за день-два до спектакля мы перешиваем то, что шили месяц", — рассказывает собеседница и добавляет, что к спектаклю "Труффальдино" за два дня пришлось создавать костюм с нуля — режиссер придумал еще одного персонажа.

Женский швейный цех. Тут создают костюмы, в которых выходят на сцену актрисы. Фото: М. Крыжановская

А другой режиссер, Георгий Ковтун, однажды попросил романтическую фуфаечку с подкладкой в горошек. "Вечером попросил, а наутро должна быть готова", — смеется Анжелика. Ее коллега Ильвина Соколова говорит, что особенно корпели мастерицы над костюмами к спектаклю Love story, в котором есть персонажи животных. Например, для костюма лошади на ткани надо было пробить целых 250 дырочек для шнуров-завязок!

Наряды. Слева — платье из "Вишневого сада". Фото: М. Крыжановская

К комедии "Канитель" тут однажды сшили белоснежный китель, а оказалось, что по сценарию персонаж в нем падает под забором. "Естественно, после первой репетиции он был бы черным. Потом режиссер придумал, что прежде, чем упасть, актер будет снимать", — вспоминает наша собеседница. А для спектакля "Красное и черное" брюки главного героя порвались после нескольких репетиций — теперь для танца актер надевает одни штаны, а играет в других", — рассказывает Анжелика и добавляет, что неоднократно обновляла костюмы для "Вия", идущего в театре уже десять лет. Роль главного героя, Хомы Брута, настолько сложна, что актеры сами просят освободить их от нее, поэтому мастерицам время от времени приходится шить костюм на нового Хому.