ТОП-5 причин гордиться Харьковом

18 августа 2011, 13:07
"Сегодня" решила выделить наиболее яркие прорывы и победы столицы Слобожанщины и составить из них 5 поводов для гордости

В Харькове открыли первый в Украине университет, создали фотоаппарат, превосходящий "Лейку", и сделали самолет для президентов

В свои неполные 357 лет Харьков имеет богатую историю, а харьковчане — немало поводов гордиться своим городом. Перечислять великих людей, которые имели какое-либо отношение к первой столице, можно бесконечно. Впрочем, как и открытия, сделанные в Харькове. Некоторые из них прославили первую столицу на всю Украину, некоторые — сделали город известным на весь мир. Однако "Сегодня" решила выделить наиболее яркие прорывы и победы столицы Слобожанщины и составить из них Топ-5 поводов для гордости.

АН — САМОЛЕТ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТОВ

Реклама

В 1997 году со стапелей Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) сошел первый самолет Ан-140, разработанный АНТК "Антонов". Через два года он был принят в эксплуатацию. Двухдвигательный высокоплан предназначен для пассажирских и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3700 километров, разрабатывался как замена устаревшим самолетам Ан-24 и Ан-26. На регулярные рейсы авиалиний он вышел в марте 2002-го.

По состоянию на 2011 год различные авиакомпании эксплуатируют 12 самолетов Ан-140. В начале 90-х годов ХГАПП перешло на производство Ан-74 для нужд коммерческой авиации. В мае 2009 года авиастоители передали самолет Ан-74ТК-300 класса VIP лидеру Ливии Муаммару Каддафи. На его создание ушло три года. А уже пять месяцев спустя завод передал аналогичный самолет Лаосу. Выполнение контракта заняло у харьковчан четыре года. До этого президент Лаоса тоже летал на самолете харьковской сборки, но 1998 года производства.

Реклама

Иностранцы обновкой остались довольны. "Очень хороший самолет! Великолепно! Мы уже летали на Ан-74ТК-100. А это замечательный самолет! Мне нравится!" — восхищался замруководителя аппарата премьер-министра Лаоса Фетсакхон Луан Афай.

Т-34 — ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ

Хотя Харьков и не является городом-героем, но ход Великой Отечественной войны наш город частично предопределил. Ведь именно здесь с 1940 года производили легендарный Т-34, конструктором которого стал Михаил Кошкин. С 1940 по 1946 год с конвейеров завода Малышева сошло более 58 тысяч боевых машин. А с 1944 года Т-34 стал основным средним танком Красной Армии СССР.

Реклама

Благодаря своим боевым качествам он был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй мировой войны и получил всемирную известность. В свое время Гитлер признался, что он бы подумал, начинать ли войну, если бы знал, что у русских есть такой танк. Достоинства легендарной боевой машины оценили и войска союзников.

"В годы Великой Второй мировой войны в мире было три вида выдающегося оружия: английская пушка, немецкий самолет Messerschmitt и русский танк Т-34, — сказал однажды Уинстон Черчилль. — Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк".

ФЭД — ПЕРВЫЙ МАЛОФОРМАТНЫЙ ФОТОАППАРАТ

Почти 80 лет назад в Харькове начали выпускать первые малоформатные в СССР фотоаппараты "ФЭД". Производили их на базе "Детской трудовой коммуны им. Дзержинского". Для того чтобы догнать и перегнать Запад в фотоотрасли, в Харьков направили лучших специалистов научных институтов и заводов СССР. За основу взяли немецкий фотоаппарат "Лейка". Однако "ФЭД" превзошел свой прототип.

"Зарядка кассеты у немцев была снизу, нужно было иметь достаточно опыта, чтобы загрузить пленку, — рассказал заведующий музеем Харьковского машиностроительного завода "ФЭД" Геннадий Большаков. — Наши разработчики предложили другую конструкцию: снять заднюю крышку, пленка заряжается легко — это под силу начинающему фотолюбителю".

Первую партию фотоаппаратов отправили в подарок партийному руководству в Москву. Уже в декабре 1934 года было выпущено 1800 аппаратов, а в 1935 — 15 000. На весь мир "ФЭД" прогремел во время Великой Отечественной. Он стал главным оружием советских фотокорреспондентов, ведь в то время практически не было аппаратов, пригодных для репортажной съемки.

УНИВЕРСИТЕТ КАРАЗИНА — ПЕРВЫЙ В УКРАИНЕ

В 1805 году в Харькове был основан Императорский университет, старейшее высшее учебное заведение на территории Украины (Львовский тогда был за пределами) и пятый по возрасту на просторах Российской империи. Его основателем стал знаменитый украинский просветитель и ученый Василий Каразин.

В 1921 году университет был реорганизован в Харьковский институт народного образования, а в 1936 году ему было присвоено имя умершего в тот год Максима Горького. И лишь в 1999 году вуз получил звание национального, а также стал называться в честь своего основателя В.Н. Каразина.

За более чем 200-летнюю историю университета из его стен вышло около 150 тысяч выпускников. "Национальный университет имени Каразина — единственный в Украине, в котором учились три Нобелевских лауреата.

Кроме того, здесь учился Иоанн Шанхайский (Максимович), который в 1994 году был причислен Русской православной церковью за рубежом к лику святых, — рассказывает кандидат исторических наук Сергей Куделко. — В нем получали образование студенты из 150 стран, некоторых из них уже нет на карте мира. В 1808 году среди первых выпускников было четверо подданых других государств".

Т-150 — СКОРОСТНОЙ ТРАКТОР ДЛЯ ВСЕГО СРСР

Образованный в 30-х годах при помощи американских инженеров ХТЗ позднее стал крупнейшим в СССР и единственным в Украине предприятием по производству гусеничных и колесных тракторов. В 1973 году на заводе был начат выпуск трактора Т-150К (мощность — 165 л. с.) с колесным движителем.

А ровно через десять лет с конвейера ХТЗ сошел гусеничный трактор Т-150 (мощность — 150 л. с., скорость — до 30 километров в час). Т-150 и Т-150К довольно быстро добыли себе популярность на территории всего Советского Союза и даже за его пределами: он до сих пор эксплуатируется в России, Казахстане, Узбекистане, Монголии, Молдове, Литве, Эстонии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Польше и даже был увековечен на почтовой марке в ФРГ.

Впоследствии было создано множество модификаций культовых тракторов. В 1967 году с конвейера завода сошел миллионный трактор, а в 1991 году 57 промышленных предприятий СССР, выпускавших специализированные машины для гражданских и военной отраслей промышленности, комплектовали своим оборудованием базовый трактор серии Т-150.