Три экс-мэра Харькова: вклад, успехи и поражения

22 августа 2011, 08:25
Мы задали одинаковые вопросы трем бывшим главам первой столицы

Экс-рулевые рассказали о Харькове

Мы задали одинаковые вопросы трем бывшим мэрам — об их вкладе, успехах и поражениях.

1. Каким был Харьков в то время, когда вы управляли городом?

Реклама

2. Сколько часов приходилось проводить на работе? Были ли выходные и праздничные дни?

3. Что считаете своим наибольшим достижением в качестве градоначальника, и что не удалось?

4. Будь вы мэром сейчас, что хотели бы изменить?

Реклама

Юрий Гуровой. У руля: 1969—1976 гг.

1. "Харьков в тот период был настоящим производственным, трудовым, как говорил Маяковский, железобетонным, крепким городом. Нам пришлось преодолевать отставание в развитии коммунального хозяйства, в городе была недоразвита система водоснабжения, по канализации были такие же мощности. Тогда в городе не было метро, его начали строить 23 августа 1969 года. Городской транспорт был перегружен. Предприятия работали в три смены, был дефицит рабочих. Вакансий в городе было около 50 тысяч, они требовали заполнения. Мы обращались в другие области, чтобы направляли к нам людей, обеспечивали им прописку, взятие на квартирный учет, обучение. Город был потрясающе живой. Промышленные предприятия, если взять 10 км по Московскому пр-ту, все они были инвесторами, приносили средства на канализацию, водопровод, жилье. Мы строили квартиры благодаря средствам, которые вносили предприятия через свои министерства. Мы отселили горожан, которые жили в подвалах. За пятилетку мы отдали в новостройках таким людям 130 тысяч квадратных метров. Строили детсады, школы, чтобы дети ходили не в три, а в две смены".

Реклама

2. "Я по своему должностному положению, был человеком, который устанавливает свое рабочее время в зависимости от обстановки в городе. Я не могу сказать, что работал без выходных, но больше 8 часов. Бывало, что работал круглые сутки. Но того, что я имел возможность отдыхать и уделять время семье и себе, я не отрицаю".

3. "К сожалению, не удалось построить новый аэропорт, которым я занимался много лет. Была для него отведена площадка в Дергачевском районе, в пос. Полевое. Мне было очень неприятно, когда оборвался вопрос на самом последнем этапе. А достижения тоже были, хотя в Харькове работы всегда — непочатый край. Мы ввели метрополитен, заработала первая очередь (8 км, на восемь станций, сейчас — от "Холодной горы" до "Московского пр-та". — Авт.). Построили дороги, которые сейчас совершенствуют, например, пробивка пр-та Гагарина".

4. "Я бы ничего не стал менять, продолжил бы тот курс, который сейчас взяли городские власти".

Степан Соколовский. У руля: 1986-1990 гг.

Фото region.library.kharkov.ua

1. "Последний советский градоначальник Степан Соколовский. Строитель по образованию, он больше всего гордится тем, что при нем Харьков строился: вырастали новые микрорайоны, каждый год десятки тысяч харьковчан вселялись в новые квартиры, был достроен оперный театр, появился новый мост, связавший центр города и Холодную Гору, открылись две станции метро. 26-летний строитель Степан Соколовский в Первую столицу приехал зимой 68-го. Говорит: город вначале даже испугал его".

2. "Ну, во-первых, улицы все такие страшненькие, особенно частный сектор, который окружает центральную часть, а Сумская – что она смотрелась? В комнате отдыха председателя он повесил карту Харькова. Вроде считалось, что секретно, я говорю: какой секрет? Улицы мне нужны! Дома! В год сдавали по 10-12 тысяч квартир. Больше всего горжусь тем, что мне и моим соратникам удалось выселить всех людей из подвалов. Людей столько жило в подвальных помещениях, бараках и подвалах – вы себе не можете представить!"

3. "Тогда же был построен мост, который связал центр города с Холодной Горой. Но было год или два – стоял так обрубленный, возле Котлова, и не было решения дальше. Поэтому и были статьи вашего брата – "Мост в никуда" так называлась, я запомнил эту статью. Строили ХАТОБ всем миром и почти бесплатно. Было распределено на все предприятия города. Никто не возмущался и никто не говорил, что я не буду – со скрипом, кто с удовольствием, – но все делали комплектующие".

4. "Ежегодно в Харькове открывались десятки детских садов, 3-4 школы, по паре поликлиник и больниц. В девяностом все вдруг изменилось. Началась вот эта вот буза с митингами, огоньком в руках, демонстрации и прочее. В горсовет были избраны депутаты нового поколения".

Владимир Шумилкин. У руля: 2002—2006 гг.

1. "Дома — даже на улицах в центре — по подоконники в земле, а трамвайные пути в дождь превращались в сплошной поток воды. Фасады обшарпанные... Вот таким помню Харьков, когда я занял должность председателя исполкома Харьковского городского совета. Поэтому приоритеты были такими, что нужно отселить из этих домов людей, а сами здания разрушить. Делали это за счет предприятий, которые давали долю на строительство своих объектов (на месте снесенных зданий. — Авт.), а мы у них брали проценты жилья и селили туда людей".

2. "Выходные, праздники не позволял себе. А на работе я был с 8.00 и до 21.00. Это был точно не 8-часовой рабочий день. Больше половины времени проводил вне кабинета. Я ездил на стройки, потому что нужно было быстрее отселить людей".

3. "То, что сделали хорошего, так это развязка и замена старых трамвайных путей на новые по всему городу. Также нельзя не вспомнить строительство оперного театра. Строили ХНАТОБ всем миром и почти бесплатно, задачи были распределены на все предприятия города и никто не возмущался и никто не говорил, что не будет этого делать. Кто-то, правда, участвовал со скрипом, кто-то — с удовольствием, но все делали комплектующие. А вот что не успели, так это привести город в красивый вид. Тогда не хватало фасадных красок и многие дома так и остались недоделанными".

4. "Молодежь сейчас пришла и она современно реагирует на все вопросы, поэтому лучше бы я не сделал".