Три месяца одесскому Евромайдану: кровь и противостояния

22 февраля 2014, 09:07
По мнению политологов, вариант с досрочными выборами в декабре Майдан не устроит

Евромайдан Одесса. Фото: Одесса.Комментарии

22 февраля одесскому Евромайдану исполнилось ровно три месяца. "Сегодня" подвела промежуточные итоги и спросила у экспертов, чего ожидать дальше.

"Пока из одесситов никто не погиб, они живучие", — ободряюще говорят активисты Евромайдана, находящиеся в гуще событий в Киеве. Но без пострадавших не обошлось. Первыми стали члены ДемАльянса во время разгона местного Евромайдана 25 ноября: Алексей Черный и еще двое активистов сообщили об избиении дубинками, но в госпитализации не нуждались и, проведя по пять суток в камере, вернулись к Дюку.

Реклама

В СТОЛИЦЕ. 54-летний Иван Русев рассказал, что на киевском Майдане здорово получил по голове, а в его сына стреляли. "Роман стоял на посту в самообороне, когда провокаторы врывались в Минагрополитики, и получил пару резиновых пуль и три раны головы. Одна из пуль попала в область сердца, но неглубоко. Мы его сразу увезли из Киева", — признался "Сегодня" отец пострадавшего. В то же время стало известно о первом пострадавшем одессите из спецподразделения "Беркут" в Киеве: "У него тяжелое огнестрельное ранение в живот. Его сейчас пытаются спасти медики", — сообщил "Сегодня" глава облУВД Сергей Резников.

ВОЗЛЕ ОГА. По данным активистов, 19 февраля под зданием Одесской ОГА пострадало порядка десяти евромайданщиков, в горздраве сообщили, что скорая увезла четверых. "У других были травмы, не требующие госпитализации", — уверяет сотрудник ведомства Алена Вельможко. По данным "Сегодня", пострадало не менее восьми журналистов. Более того, по мнению медиа-эксперта Зои Казанжи агрессия была направлена именно на сотрудников СМИ. Один из раненных — Виталий Чукар, уверяет, что нападавших было несколько сотен. "Их было около четырехсот, а кордон милиции — всего в один ряд. Меня ударили битой по голове, а когда я упал — дали сапогом в лицо", — поделился с "Сегодня" Виталий Чукар.

На трассе Одесса—Киев активисты 20 февраля забросали "коктейлями Молотова" одесский автобус с бойцами. Следующей ночью там же прозвучали выстрелы. "Мимо нас проехал джип с одесскими номерами, приостановился, а из окон выставили пистолеты и начали стрелять, попали в ногу местному замглавы УДАРа и еще одному парню в руку. Мы забросали его "коктейлями Молотова", брусьями и металлическими трубами, но он проскочил блокаду и двинулся на Киев, — сообщил "Сегодня" активист из Маньковки Роман Похольчук.

Реклама

ПАНИКА. Помимо своей жизни, все участники событий на Майданах ежедневно подвергают опасности свои дома, автомобили и семьи. В регионе все началось 21 декабря. Тогда в Арцизе "случайно" сгорел автомобиль Евгения Буркута. Мужчина возил на киевский Майдан добровольцев.  Спустя месяц, 22 января, полыхнула иномарка оппозиционного депутата Александра Остапенко, организовавшего у Дюка не митинг, а "общественную приемную". В ту ночь в городе было сожжено семь автомобилей. Через пару недель, 12 февраля, в Одессе сгорела квартира активиста Александра Бабича, который передал в Киев свою коллекцию касок и шлемов. Сейчас активисты говорят о преследованиях от милиции. Одесская активистка Надежда Яшан, которая минувшей ночью вернулась из Киева, где оказывала помощь раненым, рассказала, что 22 февраля в 7 утра к ней приехала милиция и окружила дом. "Они были в штатском, но я не открыла дверь, испугалась. Они уехали, но вскоре вернулись. А ребенок, возвращаясь от учителя, рассказал, что двое парней гнались за ним, когда он вбежал в наш подъезд", — говорит Надежда. Она уверена — это политическое преследование.

КОНФЛИКТ. По мнению политологов, вариант с досрочными выборами в декабре Майдан не устроит. "Власти из плохого выбирают самое худшее, из-за чего эскалация конфликта может перенестись из Киева в другие города, и в Одессу в том числе. Взять хотя бы боевиков, которых привозят в город из Днепропетровска, Харькова. Скоро одесситам это надоест, и они начнут разбираться сами. При досрочных выборах в декабре все останется на своих местах, это лишь тайм-аут для нынешней власти, чтобы укрепиться", — комментирует события эксперт Николай Шутов.