Цены вниз. На каждой тонне металлурги потеряли $40, подъем ждут к декабрю

6 октября 2011, 08:11
У наших сталеваров появились проблемы на российском рынке: ослаб рубль, импорт стал для РФ невыгодным

Работяги. Из-за кризиса им пока придется посидеть на средней зарплате в 4 тыс. грн. Фото С. Ваганова

Осень разочаровала сталеваров — спрос и цены на мировых рынках на их продукцию покатились вниз, хотя обычно "очей очарованье" всегда радовало подъемом в отрасли. На одной тонне заготовки металлурги Донбасса с августа потеряли больше $40! (см. нашу инфографику). Немудрено, что снизились и объемы выплавки стали — за прошлый месяц, по оперативным данным объединения "Металлургпром", она упала в целом по стране на 4% по сравнению с августом — до 2,9 млн тонн.

Эксперты объясняют, что идет падение мировых рынков, в частности снижение цен на нефть, поэтому инвесторы не так смело тратят деньги и выжидают. "Цены на сталь и нефть напрямую не связаны, но обычно, когда падает нефть, через некоторое время начинается снижение цен и рентабельности на металлопродукцию. Сейчас трейдеры (оптовые закупщики. — Авт.) не пополняют пока запасы метпродукции и продают то, что есть. Металлургический сектор — не единственный, кто терпит убытки, есть снижение и у производителей кокса, угля", — говорит старший аналитик ИК Astrum Capital Юрий Рыжков.

Реклама

Его коллега из ИК BG Capital Евгений Дубогрыз также рассказывает, что из-за кризиса на фондовых рынках подорожали банковские займы, на которых и работают строители — основные потребители металла. "В августе цена кредитов выросла, и к сентябрю свернулась активность потребителей, а значит и закупщиков металла. За спросом пошли вниз и цены", — объясняет Дубогрыз.

У прозводителей есть свои версии стального спада. Валерий Хилько, замгенерального директора по стратегии сбыта и обеспечению сырьевыми ресурсами "Донецкстали" отмечает, что изменилось соотношение между долларом и евро (евровалюта подешевела. — Авт.) и за доллары европейцам стало дорого покупать нашу продукцию. "Кроме того, ряд экономик Европы пошел на снижение, да и Китай ведет себя крайне вяло", — говорит Хилько.

Реклама

Матвей Лам, директор сразу двух метпредпирятий — ООО "Электросталь" и Донецкий металлопрокатный завод (ДМПЗ) сетует на то, что у наших сталеваров появились проблемы на российском рынке. "Во-первых, ослаб рубль, а значит импорт стал для РФ невыгодным. Наоборот, российский металл пошел в Украину! Во-вторых, "Укрзализныця" перестала давать вагоны под погрузку металла в Россию и Беларусь. Объясняют они это тем, что нет вагонов и что вагоны не возвращаются из России", — говорит Лам. Жесткая позиция "железки" вынуждает сталеваров обращаться к коммерческим стурктурам, которые ломят такие расценки, что на каждой тонне украинской продукции идет удорожание в $30—40. "В этих условиях мы становися неконкурентоспособными на российском рынке", — категоричен Лам.

Но печальные настроения пока остаются настроениями. "Печи тушить не собираемся. "Электросталь" загружена на 100%, ДМПЗ работает на 60% мощности", — отмечает Матвей Лам. На 60—70% уровне загрузки сейчас продолжает трудиться большинство метпредпириятий Донбасса. Увы, непогода на рынке металлопродукции не обещает хорошего и простым сталеварам (даже в период роста владельцы метпредпирятий не торопились сильно повышать им зарплату, которая в среднем по отрасли в регионе составляет около 4 тыс. грн.). "Сами понимаете, зарплата привязана к объемным показателям", — говорит Матвей Лам. Но он подчеркивает, что вопрос о коррекции социальной политики метпредприятий не стоит.

Эксперты ожидают, что мировой стальной рынок оживет к концу года. "В октябре-ноябре произойдет падение спроса и цены до 10%, а в конце ноября-начале декабря уже стоит ждать восстановления. Но это если не будет рецессии (затяжного спада производства. — Авт.)", — говорит Юрий Рыжков. Евгений Дубогрыз вообще считает, что летом цены на продукцию металлургов были завышены на 10—15%, чем диктовал рынок. "Сейчас просто идет сдувание небольшого пузыря. К концу ноября-началу декабря заготовка, думаю упадет с $635—640 до $600 за тонну. А потом будет сезонный подъем, когда перед Китайским новым годом трейдеры начнут запасаться товаром", — говорит Дубогрыз.