Цирк времен СССР: пьяный клоун Карандаш и вечно недовольный Попов

28 ноября 2011, 22:12
Симферопольскому цирку им. Тезикова исполнилось 52 года со дня основания

Цирк в Симферополе. 1960-й год. Фото: из архива Тезиковых

В день рождения Симферопольского цирка директор Борис Тезиков рассказал нам об истории главной арены Крыма, о том, чем кормят слонов и тигров, а также о самых знаменитых клоунах, которые бывали здесь на гастролях.

"В советские времена все глобальные цирковые постановки выходили в Москве, Ленинграде, Харькове, там, где были предприятия, которые могли бы изготовить хорошие реквизиты для артистов. Cимферопольский цирк был построен в 1959 году и считался очень престижным во многом именно благодаря расположению в Крыму. Он стал первым стационарным цирком на полуострове", — рассказывает Борис Тезиков.

Реклама

Артисты с удовольствием соглашались приезжать на выступления, так как могли здесь не только поработать, но и поехать к морю, отдохнуть. Именно поэтому в солнечном Крыму и сложилась такая теплая и непринужденная атмосфера, которая позволила собирать лучшие коллективы. Здесь в свое время создавались программы, которые до сих пор остались в памяти многих зрителей: "Цирк на воде" 1970-го, "Цирк на льду" 1971-го, "Цирк-Ревю" 1976-го, Конный дивертисмент 1978-го, а также целый ряд других номеров различного жанра. Цирк любили, посещали, были аншлаги, и все бы было ничего... "А затем сюда пришел глубочайший кризис, когда цирк возглавили люди, которые не имели никакого отношения к этой кухне, — вспоминает директор. — Тогда я работал жонглером в Москве, гастролировал и часто приезжал в Симферополь, чтобы посмотреть, как дела в нашем цирке. И поверьте, мне не хотелось сюда заходить: сорок человек в зале, нелепые номера, дешевые костюмы. Я уезжал с чувством глубочайшего разочарования".

Здание реконструировали лишь однажды — в 2000-м году

Реклама

Свое согласие стать директором Борис Тезиков дал после того, как цирку было присвоено имя Бориса Николаевича Тезикова — его отца, возглавлявшего крымскую арену с 1961 по 1984 годы. "Я понимал, в каком состоянии находилось это учреждение, и поставил главную задачу — создать здесь комфортные условия для зрителей и работников. Прошла глобальная реконструкция, — делится директор. — Теперь, помимо улучшенных условий во всем здании, для артистов есть замечательное жилье, двухэтажная современная гостиница, которую мы выстроили из обшарпанного общежития".

БАЙКИ И ПРИМЕТЫ. За 52 года существования на симферопольской арене работали и гастролировали звезды мировой арены: Карандаш, Юрий Никулин, Игорь и Эмиль Кио, Олег Попов, Дуровы, Запашные, Филатовы и множество других. Борис Тезиков бережно хранит в памяти байки о мэтрах, которые переходят от одного поколения работников цирка к другому: "Вот всем известный Карандаш был невероятно сложным человеком, однако очень любил работать с молодыми артистами, и те возле него все время крутились. Несмотря на то, что Карандаш был гениальным клоуном, он любил выпить и проявлял завидную изобретательность: у него заначки находились в самых неожиданных местах. Уж как только от него ни прятали горькую, все равно умудрялся пропустить рюмку и ходил пьяненький по цирку. Ну никак за ним углядеть не могли, — смеется Борис Борисович. — А вот Юрий Никулин, напротив, несмотря на сложившийся по фильмам образ алкоголика, спиртное почти не употреблял и был очень умным человеком. Насчет Олега Попова могу сказать, что он всегда был на что-то или кого-то обижен. И даже сейчас Попов живет в Германии, хотя был знаменитым на всю страну, имел все звания, которые только можно придумать. Но его постоянно что-то не устраивало".

Реклама

Тезиковы. Борис Борисович, на руках у отца, развеселил Карандаша (справа). Фото: из архива Тезиковых

Впрочем, по мнению Бориса Борисовича, у всех артистов цирка есть свои причуды — уж больно специфичная профессия: "У нас, циркачей, не может быть плохого настроения, ведь мы нужны для того, чтобы дарить улыбки зрителям. Хотя я в своей жизни видел клоуна, который веселил людей, общался с детьми, а потом смывал грим, а под ним оказывалось лицо злого человека. Еще мы жутко суеверные люди. Никогда не садимся спиной к арене — иначе арена повернется к тебе спиной. Нельзя грызть семечки в цирке — выступление не получится. И обязательно перед выходом каждый исполняет свой заветный ритуал на счастье — хоть три раза ногой топнуть".

Хвостатые артисты

"Цирком надо жить, — говорит Борис Тезиков. — Здесь есть то, что отличает его, например, от театра. Это животные. Если актеру ты можешь обьяснить, что задержишь зарплату и придется подождать, то льву или тигру этого точно не скажешь. Животное надо кормить и ухаживать за ним каждый день. У нас живут порядка 30 зверей: хищники, рептилии, разные птицы. Да, они также работают, как артисты. Но те, кто говорит, что над ними издеваются и мучают, просто не были у нас".

Фото: из архива Тезиковых

Борис Борисович отметил, что, какие бы ни были времена, старается, чтобы четырехлапые артисты всегда хорошо питались. "Слонам нужно около 300 кг сена, овощей и хлеба в день. С лошадьми легче — они едят овес. А когда у нас гастролировали тигры и львы, их кормили только отборным свежим мясом", — вспоминает директор.