У деда-рекордсмена из Одесской области – 146 внуков и правнуков. ФОТО

6 сентября 2010, 16:41
Мурашковцы. В Коминтерновском семейство Семенюков занимает несколько улиц

Реклама

Житель поселка Коминтерновское Одесской области Павел Семенюк имеет шанс прославиться на всю Украину как человек, у которого набольшее количество прямых потомков. Шутка ли, к 79-ти годам Павел Николаевич обзавелся 10 детьми, 146-ю внуками и правнуками! "Сегодня" приехала в гости к деду-рекордсмену, чтобы узнать у него, так сказать, секрет мастерства.

"ПРАВНУКОВ ДАВНО ПЕРЕСТАЛ СЧИТАТЬ". "Вот мой любимый внучок, – дед Павел показывает, прогуливаясь с нами по поселку, на белобрысого пацаненка лет пяти. – Как тебя зовут, мальчик?" Заметив наше удивление, старик поясняет: "Внуков, которых у меня 72, еще как-то знаю. Старших по именам, новых в лицо. Правнуков же давно перестал считать".

Семенюки занимают несколько улиц в пгт, хотя приехали они в Коминтерновское позже остальных семей – в 1991-м году. Бежали из приднестровских Бендер от войны, в которой не хотели принимать никакого участия. "Мы против насилия в любой его форме. Стараемся юношей не отправлять в армию, если получается. Мы мирные люди", – говорит Павел Семенюк. 38 внуков Павла Николаевича имеют собственные семьи, а на следующий день после нашего приезда он выдал замуж правнучку. Так что, у мужчины есть все шансы стать прапрадедушкой.

Реклама

Вместе огромное семейство собирается нечасто – обычно на Троицу, но Павел Николаевич старается ежедневно совершать променад по селению, общаясь с потомством. "Сегодня вот к внучке зайду, 10-¬й, она готовит хорошо", – поделился с нами планами на вечер старик.

МУРАШКОВЦЫ. Детей, внуков и правнуков он считает даром божьим и залогом попадания в царство небесное. Павел Николаевич – патриарх уникального, по мнению этнографов, религиозного анклава на краю Коминтерновского. Ученое название его жителей – "мурашковцы", по имени создателя течения Ивана Мурашко; соседи именуют их за необычную внешность "бородачами" (они отпускают окладистые бороды, выбривая при этом волосы на голове), самоназвание же общинников – "евангельские христиане – святые сионисты". "Сионисты" – от горы Сион, оттуда, по Библии, "является Бог во славе своей; туда придут искупленные Господа, и радость вечности на главе их". В первые годы существования движения (оно зародилось в начале 1930-х на тогда польской Ровенщине) адептов призывали переселяться в Палестину, потом появился тезис о возможности создания "Сиона" в любом месте, где соберутся мурашковцы. Такая община некоторое время существовала в селе Краев под городом Сарны. "Сионисты" они еще и потому, что в быту используют правила, характерные для иудеев. Почитают наравне с воскресеньем субботу, не употребляют в пищу свинину и любое другое животное, если из него при разделке не выпущена вся кровь, а мясо перед приготовлением не вымочено и не засолено, как того требует кашрут. Нет только обряда обрезания.

Поселение современных "святых сионистов" выделяется в округе своей зажиточностью. Прекрасные дороги, почти все дома двух- и трехэтажные, с ухоженными палисадниками, автомобильными гаражами, спутниковыми антеннами. Источник благосостояния мурашковцев – их талант строителей.

Реклама

"Сейчас работаем в Совиньоне, строим дома богатеям, это прибыльное дело", – рассказывает средний сын Павла Семенюка Владимир. Занимаются они и сельским хозяйством, полностью обеспечивая себя продуктами питания. Хотя и называется их анклав коммуной, распределение у мурашковцев не централизованное, признается частная собственность. Зато попавшим в беду единоверцам помогают все общинники. Мы видели в "собрании" (церкви) заявление какой-то вдовы, которая просила сделать ей крышу. На документе резолюция: "Просьба удовлетворена".

43 МАТЕРИ-ГЕРОИНИ. Вторая особенность – обилие детей, причем не только в семье Семенюков. Где еще в сельской местности есть детские площадки, на которых с утра можно видеть женщин с колясками, рассчитанными на двойню? А здесь это в порядке вещей. 13 жительниц поселения носят звание "матерей-героинь", еще 30 имеют право его получить. Правда, с оформлением документов власти почему-то затягивают.

Население анклава растет, словно на дрожжах: год назад оно составляло 386 человек, сегодня бородачей уже 435. "У нас каждый день праздник – дни рождения, свадьбы, семейные годовщины", – рассказывают мурашковцы, которые так или иначе все приходятся друг другу родственниками. Восемь огромных кланов, сформировавших общину, давно уже повыдавали друг за друга дочерей-сыновей, укрепив религиозное единство семейными узами. "Эдак через лет 10-20 они заселят всю Одесскую область", – беззлобно шутят соседи бородачей.

Небывалую плодовитость своих единоверцев дед Павел объясняет, цитируя Ветхий Завет, который он, даром что совершенно неграмотный, знает наизусть практически дословно: "И сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь". В быту это означает осуждение абортов и запрет на контрацептивы. Другим важным моментом учения является борьба со смертным грехом прелюбодеяния, что на практике выливается в довольно ранний возраст вступления в брак. "По закону, с 13 лет, обычно у нас женятся и выходят замуж в 16-ть", – рассказывает старик.

БЕЖАЛИ ОТ ГОЛОДА И УПА. В прошлом веке судьба семьи Семенюков складывалась непросто. В 1946-м году отец Павла Николаевича с женой и четырьмя сыновьями бежал из Татарбунарского района от послевоенного голода: "Вернулась советская власть и первым делом приступила к экспроприации зерна. Трижды определяли поставку, выгребли все амбары, люди начали голодать". Уехали Семенюки, тогда еще протестанты-пятидесятники, в львовский Стрый, где, прожив полтора города, снова были вынуждены бежать. На этот раз от бандеровцев, которые пополняли свои ряды, угоняя в леса молодых парней. Семья вернулась в Одесскую (Измаильскую) область – в Арциз, где мужчины устроились работать на заготовке камня. Там же Павел Семенюк женился и там же принял новую веру. "Шел, значит, по городу и встретил необычного человека, которого звали Андрей Вошлюк. У него была роскошная борода и выстриженная голова. Мы разговорились, и он посвятил меня в тайну Сиона. Рядом была парикмахерская, куда я пошел и побрил голову. Так я и стал святым сионистом", – вспоминает Павел Семенюк. Но родственникам супруги, правоверным баптистам, смена веры не понравилась, и Павел переехал с семьей в молдавские Бендеры. Прожив там до 1991 года, с началом войны в Приднестровье он покинул Молдову и осел с семейством в окружении единоверцев в Коминтерновском.

"СУДИМ, КАК ЦЫГАНЕ". У мурашковцев, как и у других протестантов, нет священников – воскресные и субботние службы они ведут по очереди. Руководят религиозной и общественной жизнью коммуны две пожилые женщины – старосты. Они осуществляют основные таинства – "молитву над детьми" (заменяет крещение), бракосочетание, погребение, – и вершат суд. "У нас, как у цыган, у которых слово баро – непреложный закон, – рассказывает сын Павла Николаевича 49-летний Владимир Семенюк. – Наказание за его нарушение – изгнание из общины, страшнее этого нет". С государственными институтами мурашковцы стараются не конфликтовать – платят налоги, браки и рождения регистрируют в поссовете. Дети до 8 класса ходят в обычную школу, после восьмого, когда начинают работать, – в вечернюю. А вот высшее образование у святых сионистов не в почете, потому что "от дьявола": дипломов нет ни у кого. При этом во всех домах стоят телевизоры, а у некоторых и компьютеры с интернетом.

МУРАШКО: ЗАПРЕТИЛ ЕСТЬ СВИНИНУ И БРИТЬ БОРОДУ

Мурашковцы – это результат тех же тенденций, что породили движение иннокентьевцев (о них уже писала "Сегодня"): социальные потрясения, падение авторитета официальной церкви, плюс наличие харизматического лидера – Ивана Мурашко. По мнению этнографа Александра Пригарина, в религиозной догматике и практике святых сионистов причудливо соединились черты возникших в США учений евангелистов-пятидесятников и баптистов, а также чисто русского хлыстовства. Иван Мурашко был уроженцем села Размерки Полтавской области. Накануне Первой мировой он, как и многие украинские крестьяне, подался в далекую Америку – искать счастья. Там стал баптистом, после чего вернулся в качестве проповедника на родину. Путешествуя по Полесью, встретил мать шестерых детей Ольгу Кирильчук. Женившись на ней, Иван объявил себя "пророком Илией", Ангелом Завета из "Откровения Иоанна Богослова", а Ольгу – вторым пришествием мессии, Матерью Сиона, в которой воплотился Святой Дух. В одной из проповедей Мурашко изложил принципы новой религии: выполнение моисеевых заповедей, празднование субботы, запрет на употребление в пищу свинины и бритье бороды. Объявил также, что Бог требует "кровавой жертвы", т. к. миру грозит полное уничтожение. Сославшись опять на "Откровение", где говорится о снятии неких печатей с запечатанной книги, Иван сделал 26 резаных ран на теле Ольги Кирильчук – снял печати. Вытекшую кровь собрали в бутылки. Частью причастились, частью пропитали специальные платки, которые до сих пор хранятся в коминтерновской общине. Когда рождается ребенок, эти платки вымачивают в воде и окропляют ею новорожденного.

В 1933-м Мурашко схватили польские власти и бросили в тюрьму, где он написал целую книгу "откровений". Освободившись в 1935-м "как не представляющий общественной опасности", самозванный "ангел завета" организовал религиозную коммуну "Новый Иерусалим" под городком Сарны, где почти 500 верующих пребывали в ожидании конца света. Но вместо конца света на Западную Украину пришла советская власть, которая первым делом уничтожила религиозную коммуну. Накануне этого события, в 1938-м, Мурашко бежал сначала в Америку, потом в Аргентину. Дальнейшая судьба его неизвестна. А мурашковцев начали преследовать – сначала Советы, потом оккупанты, потом снова Советы. Многие верующие прошли лагеря и админссылки, община рассеялась по всему Союзу. Группы святых сионистов до сих пор существуют в Грузии, Молдавии, Казахстане, на юге Украины. Коминтерновская коммуна сейчас самая крупная и влиятельная. Ее население регулярно на Троицу выезжает в Ровенскую область, чтобы почтить память основателей учения – Ивана Мурашко и Ольги Кирильчук.

Олег Константинов