Удивительная прогулка по Харькову: дом-гигант, камера судьи и готическая архитектура

19 ноября 2016, 13:46
На Рождественской — дом нобелевского лауреата, здание в готическом стиле и мозаика Врубеля

Имя архитектора, спроектировавшего эту постройку в стиле модерн, неизвестно

Улица Рождественская обязана своим названием интересной истории, которая произошла во второй половине XVII века. В те времена в двух соседних слободах находились церкви — Благовещенская и Рождества Христова, поэтому соединившую две слободы дорогу прозвали Рождественской. Такое название улица носила до 1920-х, пока большевики не увековечили имя основателя марксизма Фридриха Энгельса. Тогда же разрушили храм Рождества Христова, который находился в начале улицы. Историческое название улице вернули в рамках декоммунизации.

Существенный толчок к развитию Рождественской давал Благовещенский рынок, поэтому уже в середине XIX века вдоль улицы вырастали каменные дома, а затем и капитальные жилые здания. 105 лет назад проезжую часть вымостили гранитной брусчаткой. Правда, во время Второй мировой войны большинство домов разрушили, но некоторые исторические здания все же удалось восстановить и сохранить для потомков.

Реклама

ДОМ НОБЕЛЕВСКОГО ЛАУРЕАТА И КАМЕРА СУДЬИ

Здание под №1 на ул. Рождественской представляет собой большую историческую ценность. В двухэтажке с симпатич¬ным фасадом провел свои юношеские годы наш знаменитый земляк, лауреат Нобелевской премии Илья Мечников, и его брат Николай. В те времена — 1850—1860-е здание было частным пансионом. Затем дом принадлежал жене статского советника Анне Рогожкиной, которая часть помещений сдавала в аренду для музыкальной мастерской, артели посыльных и камеры участкового мирового судьи. Сегодня здесь находится управление труда и соцзащиты населения Новобаварского района.

Реклама

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ХЛЕБ И КОШЕРНЫЕ ОБЕДЫ

Двухэтажную постройку на пересечении ул. Рождественской и Полтавского шляха возвели в середине XIX века. В начале прошлого столетия дом принадлежал Мангуби Бабаевой — супруге потомственного почетного гражданина, которая сдавала "квадраты" всем желающим. Здесь был магазин непромокаемого платья, комиссионная контора по найму служащих, две азербайджанские хлебопекарни и меблированные комнаты с еврейскими обедами. Нашим современникам это здание известно тем, что здесь находился комиссионный магазин, о чем долгое время свидетельствовала огромная вывеска на фасаде.

Реклама

ОПУСТЕВШИЙ ДОМ-ГИГАНТ БЫЛ ПРОТЕЗНОЙ ФАБРИКОЙ И КЛУБОМ

По некоторым свидетельствам, дом на углу ул. Рождественской и Лопанского переулка — первое железобетонное здание Харькова, построенное в начале XX века. Изначально здесь находился музей и выставочные залы, а в послевоенное время, до 1970-х, — протезная фабрика. О постройке снова вспомнили лишь после распада Союза и 20 лет забвения: дом отреставрировали и устроили в нем клуб "Сплит". Местом для развлечений гигантское здание было недолго, сейчас оно вновь пустует.

100-ЛЕТНЕЕ ЗДАНИЕ МАНУФАКТУРЫ С НАЛЕТОМ ГОТИКИ

Под номером 9 на ул. Рождественской расположился один из самых необычных домов в городе. Чуть более 100 лет назад зодчие выполнили здание в формах готической архитектуры: оконные проемы в виде сплошной "клетки" по высоте трех этажей, а тонкие вертикальные тяги увенчаны башенками. Такой стиль для Харькова — редкость, в городе не наберется и десятка подобных зданий. Раньше загадочный с виду дом был приютом для мануфактуры "Зильберман и сыновья".

95 ЛЕТ ИСТОРИИ КНИЖНОЙ ФАБРИКИ: ОТ "КОММУНИСТА" К "ГЛОБУСУ"

На ул. Рождественской, 11, более 95 лет изготавливают печатную продукцию, при этом в истории большого трехэтажного здания было немало поворотов. Изначально здесь основали полиграфическое предприятие, которое со временем преобразовали в книжную фабрику "Коммунист". В послевоенное время производили тетради, папки и конверты. 60 лет назад предприятие стало фабрикой цветной печати, и лишь в начале 1970-х она вновь получила статус книжной. Сегодня в здании — одна из крупнейших книжных фабрик страны "Глобус".

ПОДАРОК ОТ ВРУБЕЛЯ: УНИКАЛЬНУЮ МОЗАИКУ СУМЕЛИ СОХРАНИТЬ

Еще одно украшение ул. Рождественской — дом под номером 17. Имя архитектора, спроектировавшего эту постройку в стиле модерн, неизвестно, зато авторство майолики на фасаде, вероятно, принадлежит самому Михаилу Врубелю. Выдающийся художник-символист прожил в Харькове около 15 лет. В середине прошлого десяти¬летия уникальную мозаику хотели соскоблить, но слава Врубеля остановила строителей.