Уголки Азии в Одессе: победители США, китайский тенор и мафия "мэйд ин Чина"

25 августа 2011, 20:46
У одесских вьетов – свой квартал и ячейка компартии, а китайцы покоряют Оперный и платят дань "триадам"

В квартале. Второе и третье поколения одесских вьетнамцев полностью ассимилированы. Фото А.Кречет

Еще каких-то лет двадцать назад их почти не замечали – так мало было у нас этих людей. Сейчас китайская и вьетнамская общины Одессы разрослись настолько, что играют значительную роль в экономической жизни региона. А если все сложится, и Поднебесная начнет строить свой промышленный комплекс из 16 заводов у Теплодара, то с последователями Мао придется считаться, пожалуй, и на политическом уровне... Многие их боятся, называют приток иммигрантов из КНР и СРВ "ползучей экспансией", многие, наоборот, приветствуют дружбу с выходцами из далекой Азии. "Сегодня" решила поближе познакомиться с одесскими китайцами и вьетнамцами.

"ДЕРЕВНЯ ЛОТОСА"

Реклама

Улица Грушевского, группа новостроек. На первых этажах – супермаркет, салон красоты, ресторан, какие-то офисы. Вроде бы ничего необычного. Однако если приглядеться, то понимаешь: необычно здесь все. Вывески заведений на непонятном языке, снующие туда-сюда люди со смуглыми лицами и раскосыми глазами...

В салоне красоты, кроме укладки и педикюра-маникюра, практикуется лечебный массаж дьен чам, а супермаркет набит рисом, вяленой свининой, экзотическими овощами, морепродуктами и напитками на основе корня женьшеня. В общем, уголок Ханоя на окраине Одессы – самый настоящий вьетнамский квартал.

Называется квартал "Ланг Сен", или по-русски – "Деревня Лотоса" (между прочим, в честь родного селения великого Хо Ши Мина). Построили его недавно – в 2009-м году. Пока весь комплекс состоит из двух домов, но в этом году началось строительство еще одного здания. Собравшись с духом, проходим через украшенные драконами ворота "деревни". Первое наблюдение – двор, вопреки расхожим представлениям о нечистоплотности вьетнамцев, выглядит аккуратным и даже уютным. Есть скамеечки, урны, газоны и даже небольшая площадка для бадминтона (а в подвале одного из домов, как нам рассказали – целый спортивный комплекс). Из окон доносятся аппетитные запахи жарящейся пищи, явно национальной.

Реклама

Много детей, причем в отличие от взрослых, большинство которых, несмотря на проведенные в Украине годы, так и остаются "твоя моя не понимай", маленькие вьетнамцы и вьетнамки говорят и ведут себя точно так же, как их украинские и русские сверстники. "Вот Ван даже вьетнамского почти не знает", – мальчишки кивают в сторону явно смущенного товарища. Оказывается, родители из-за постоянной занятости (значительная часть взрослого вьетнамского населения от зари до зари трудится на "Седьмом километре", хотя есть представители и других профессий, не связанных с торговлей профессий, например, программисты и врачи) стараются нанимать для своих чад нянек и гувернанток из местного населения. Кроме того, дети учатся в обычных украинских школах, окончив которые идут в украинские вузы. Во Вьетнам уезжают единицы.

Как результат, уже во втором поколении община в значительной степени ассимилирована. "Может, оно и к лучшему, жить им легче будет, чем нам, – говорит один из взрослых жителей квартала, предприниматель Хоан. – С другой стороны, наш народ всегда очень трепетно относился к своим традициям. А здесь, в Украине, они разрушаются. Скажем, по всем правилам, после еды младший член семьи должен подать старшему зубочистку, причем двумя руками. Так положено, это знак уважения. А мой сын мне заявил как-то, что не понимает, зачем такую маленькую вещь нужно двумя руками держать. Представляете?!"

Реклама

Фото А.Кречет

Иногда подобное размывание идентичности приводит к курьезным ситуациям. Как-то раз одна семья решила вернуться с детьми из Одессы в родной Хошимин. Через месяц украинской няне младшего ребенка звонит ее воспитанник: "Мама Надя, я не могу здесь жить! Здесь одни косоглазые, и они все по-непонятному болтают. А еще я борщ хочу!"

АЛТАРЬ ХО ШИ МИНА

Впрочем, совсем от корней одесские вьетнамцы пока еще не оторвались. Например, в квартире Хоана есть небольшой алтарь с рисунками, фото и статуэтками. Хотя формально большинство вьетнамцев или атеисты, или буддисты, или христиане, настоящая их религия – старое доброе язычество с примесями буддизма, даосизма и конфуцианства. У каждого природного явления, у растений и животных, каждой вещи, верят они, есть своя душа, дух. Каждая деревушка имеет собственных небесных покровителей. Особо почитаются предки – от почивших в бозе отцов или дедушек до основателей рода, живших в веке эдак XVI-м. "Сейчас особенно модно у нас стало составлять генеалогические древа, уходящие в глубину веков. Среди диаспоры это не получило распространения, а во Вьетнаме каждый второй уже знает, кем был его средневековый пращур. Я тоже знаю, но вот имени его я вам не назову – это табу", – улыбается Хоан.

Предкам и духам регулярно приносят дары, без этого не обходится ни одно важное начинание. Обычно в роли жертвоприношений выступают продукты питания (на новый год – особый пирог из клейкого риса, гороха и мяса), алкоголь и ксерокопии денег. Кстати, в пантеоне предков у каждого сознательного вьета наличествует и сам основатель социалистического Вьетнама Хо Ши Мин, "дядюшка Хо" ("дядюшка" – уважительное обращение к старшему). Ему тоже не забывают подносить дары!

Из праздников одесские вьетнамцы отмечают официозные День независимости (2 сентября) и День победы (над США, 30 апреля), – а также Тэт (лунный новый год) и детский Тэт Чунгхту (праздник середины осени). В последние годы набирает популярность и новый год по солнечному календарю (международный) – Тэт тэй. Правда, у одесских вьетнамцев праздничные торжества проходят без обычного у них на родине размаха, а на Тэт они стараются и вовсе уехать во Вьетнам, поклониться могилам предков.

Одесская вьетнамка наряжает ветки персика в лунный новый год. Фото из архива общины

"Мы люди скромные и не хотим лишний раз напоминать о себе, – говорит бывший руководитель общины, хирург Нгуен Ван Хань. – А то ведь всякое бывает. Помню, вызвали меня на конфликт в одном из общежитий, где жили только приехавшие в Украину наши. Они решили приготовить себе ужин – забить козла. Купили его, привязали во дворе к колышку и начали, как делают во Вьетнаме, гонять, избивая палкой. Считается, что если убить козла, когда он совсем обессилел, мясо будет вкуснее. Но соседи вызвали милицию – мол, жестокое обращение с животным, тем более, что орал тот козлик страшно. И были, вне всякого сомнения, правы, ведь со своим уставом, как вы говорите, в чужой монастырь не приходят. Пришлось мне разруливать ситуацию, извиняясь перед украинцами и объясняя вьетнамцам, что так делать нельзя".

ДОКТОР ХАНЬ: УЧИЛ РУССКИЙ ПО ПУШКИНУ И ЕСЕНИНУ

Как уже отмечалось, далеко не все вьетнамцы торгуют на "Седьмом". Уроженец северной провинции Тханьхоа Нгуен Ван Хань, к примеру, трудится заведующим хирургическим отделением в областном противотуберкулезном диспансере. Он – заслуженный врач Украины!

Медик. В Украине – с 1978-го, но гражданство получил недавно. Фото О.Константинова

Доктору Хань 50 лет. Окончив школу, поступил в Ханойский мединститут, где в 1978-м году его отобрали для обучения в Советском Союзе. "Тогда никого не спрашивали. Вызывали к ректору, где объявляли – ты поедешь за границу. Мне выпала честь попасть в Одессу", – вспоминает хирург.

После голодающего послевоенного Вьетнама СССР показался ему раем земным, хотя были и моменты разочарования: "Мы же думали, что у вас, у линсо (советских людей, – Авт.), уже коммунизм наступил, а в нашей комнате в общежитии было окно разбитое, стоял собачий холод. Это как-то не вязалось с нашими иллюзиями о всеобщем благоденствии. Но потом мы поняли, что главное ваше богатство – люди, доброжелательные и честные".

Доктор Хань прекрасно говорит по-русски, практически без акцента, знает многие, обычно непонятные для иностранцев идиомы: "Я еще во Вьетнаме увлекся русской литературой, читал ее в переводе, особенно полюбил Пушкина и Есенина. Потом, когда попал в Союз и уже учил русский, мне было проще, чем другим: я просто перечитывал на русском вашу классику, уже зная ее содержание".

Диплом Одесского медина он получил в 1985-м году, потом женился на украинке Елене и принял судьбоносное решение остаться. Даже 1991-й год и его последствия не заставили медика бросить все и вернуться. "Мы, вьетнамцы, верные люди. Украина – моя вторая родина. А разве родину бросают, когда ей трудно? Вот только гражданство мне досталось очень непросто, совсем недавно его получил", – говорит Нгуен Хань.

СОЛДАТЫ ТРЕХ ВОЙН

Основная масса одесских вьетов приехала сюда еще в советское время, по договору между Москвой и Ханоем. И были это в основном только-только демобилизованные вояки, прошедшие Крым, рым и медные трубы. Союзу нужна была дешевая рабочая сила, а Вьетнаму кровь из носу требовалось куда-то деть уволенных из армии здоровых мужиков, чтобы чего не натворили. У нас приезжие трудились на джутовой фабрике, а после развала страны и смерти завода – подались на "Седьмой". Но при этом сохранили выправку и закалку, полученную в трех войнах – с американцами, китайцами и красными кхмерами (последняя бойня, по их словам, была самой страшной – эдакий, простите за каламбур, вьетнамский Вьетнам).

Рассказывают, когда в лихие 90-е в Одессе появилась банда, убивавшая наживы ради вьетнамцев, бывшие солдаты Народной армии и бойцы Вьетконга решили создать отряды самообороны, но руководство общины их вовремя отговорило.

"Я всю войну с янки прожил под землей, в туннелях Ку Чи, это часть "тропы Хо Ши Мина", – вспоминает один из ветеранов. – Мы часто делали вылазки, убивали оккупантов, потом скрывались под землей. А они попасть к нам не могли, потому что входы были очень узкими, рассчитанными на вьетнамца, а не на жирного американского солдата".

"А я воевал на севере с китайцами, это в 1978-м было, – говорит второй старый солдат. – Без вас, без Советского Союза, который пригрозил Пекину, мы бы не справились. Помню, как они волнами на нас шли. Мы одну из пулемета расстреливаем, а за ней вторая, третья, четвертая..."

Именно военные составляют костяк одесской ячейки Компартии Вьетнама – весьма консервативной даже по вьетнамским меркам. "Приезжают функционеры оттуда, удивляются, как истово у нас соблюдается ритуалика, как верят вроде бы старым идеям и заветам. Здесь в партию даже молодых принимают регулярно, хотя во Вьетнаме это не очень модно", – поделился с "Сегодня" пожелавший остаться неназванным член КПВ.

Партсобрание в Одессе. Фото из архива вьетнамской общины

Кстати, по его словам, в Одессе о политике партии и правительства можно говорить все, что душа пожелает. Даже анекдоты травить о генсеке. Но вот во Вьетнам любителям почесать языки лучше не возвращаться – примут под белы ручки прямо в аэропорту...

КИТАЙЦЫ: ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУТ БОРЩА И БОЯТСЯ МИЛИЦИИ

У китайской диаспоры своего квартала нет – менее архаичные в быту, чем вчерашние крестьяне-вьетнамцы, они не стремятся к компактному проживанию. В студенческих общежитиях есть целые этажи, заселенные гражданами КНР, но, окончив вузы, китайцы разбегаются, не создавая анклавов.

Мы побывали в гостях у одного из таких новообращенных одесситов. Дипломированный химик Ван Ли вот уже 10 лет как гражданин Украины. Работает поваром в китайском ресторане.

Квартира Ли обставлена в "традиционном" стиле. Ни одной вещи, созданной за пределами Китая – даже компьютер китайский. Повсюду пленочные иероглифы, "узелки", красные фонарики и прочие предметы декоративно-прикладного искусства. В жилище кристальная чистота: убираются здесь минимум раз в день. Обутыми в комнаты заходить не принято. Все вещи лежат на своих местах.

Ли рассказывает: приехав в Украину, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке: "Был сентябрь, дождь лил, я ехал в маршрутке, которую насквозь продувало ветром. Думал, что попал в ад. Но потом распробовал Одессу, и она показалась мне весьма комфортной. Мало людей, правила дорожного движения соблюдаются, есть магазины, где можно все-все купить".

Адаптации помогли соседи по общаге, которые ввели Ли, так сказать, в курс дела: что можно, а что нельзя в нашей непростой для иностранца страны. "А знакомство с ребятами завязалось просто, – вспоминает наш собеседник. – Они меня напоили, а потом решили обучить игре в преферанс. Я за два дня усвоил правила, а через неделю "раздел" все общежитие. Зауважали".

К чему он так и не смог привыкнуть – к славянской пище: "Студентом я готовил у себя в комнате – такое отвращение вызывала кухня в общаге. Да и вообще, ваши блюда – не для китайцев. Слишком жирно, тяжело, желудок потом болит. Впрочем, кое-что нравится – соленые огурцы, например".

Как и все китайцы, Ван Ли крайне сентиментален: обожает "мыльные оперы", даже плачет иногда, посмотрев очередную серию. Каждое утро выгуливает миниатюрного пекинеса Тао. Из музыки любит европейский рок, но… в китайском переводе: "Нас называют главными плагиаторами планеты, и это правда. Вот даже "Биттлз" есть в исполнении наших певцов. Мне нравится, хотя оригиналы тоже слушаю". Политикой он не интересуется, зато регулярно посещает церковь. Да, Ли – христианин, хотя не православный, а баптист. "В Одессе многие китайцы принимают христианство протестантского толка. Не знаю почему так, но сейчас, наверное, процентов 30-40 членов общины – крещеные", – утверждает Ли.

В Украине его устраивает почти все, кроме, как мы говорили, кухни и, что неудивительно, милиции и чиновников: "В Китае полицейский – это твой первый друг на улице. К нему можно подойти, спросить совета, обратиться за помощью. Он вежлив и корректен. Украинский милиционер, завидев китайца или вьетнамца, тут же требует документы, хамит и забирает в отделение, чтобы там вымогать взятку. Коррупция – это вообще бич украинского общества".

НА СЕДЬМОМ КИЛОМЕТРЕ: ЕДЯТ РАПС И ПЛАТЯТ ДАНЬ МАФИИ

Львиная доля жителей Одессы иностранного происхождения работает на промтоварном рынке " Седьмой километр". Лотки и контейнеры выходцев из Восточной Азии сосредоточены на т.н. "мылке". Но, увы, первый наш визит на толчок закончился ничем: "мылка" была... совершенно пустой. Девственно чистые прилавки и наглухо закрытые контейнеры, ни единого вьетнамца или китайца.

Причину долго искать не пришлось: как поведал по секрету охранник "семерки", буквально за час до нашего визита, на "китайскую улицу" наведались бойцы одного из спецподразделений милиции. Они задержали несколько десятков торговцев и работников, посчитав их нелегальными мигрантами. Остальные решили перестраховаться и после ухода стражей порядка закрыли торговлю. "Завтра приходите, они вернутся, – сказал разговорчивый "секьюрити". – Даже задержанные – обычно их отпускают за 50-100 баксов. Главное – не дергаться, не оказывать сопротивление, а то худо будет. Помню, несколько лет назад, во время такого же рейда, какая-то китаянка вырвалась и убежала. Ее догнали, скрутили и бросили на пол автозака. И заставили других задержанных стоять на ней. Это у них, у милиционеров, называется "сделать подстилкой". Больше ее никто не видел – наверное, выслали домой".

После милицейского рейда. Фото О.Константинова

На следующий день нам повезло больше. Жизнь на "Мылке", как и обещал охранник, кипела, словно и не было рейда. Переполненные прилавки радовали глаз изобилием товаров, которые жизнерадостные азиаты на ломанном русском втюхивали клиентам. У китайцев, кстати, ассортимент намного разнообразнее, чем у вьетнамцев: они продают все, что клепают их соотечественники в далекой КНР – от тапочек до электроники. Вьеты же реализуют в основном продукцию легкой промышленности да подрабатывают незаконным обменом валют.

В эту часть "семерки" стоит сходить, даже если вы не собираетесь обновить гардероб изделиями "мэйд ин Чайна". Самая экзотика начинается часов в 11 утра – вьетнамские женщины в характерных соломенных шляпах как раз начинают готовить для своих семей нехитрый обед из выловленной накануне в Хаджибейском лимане рыбки (для вьетнамцев рыбалка – это не развлечение, а способ прокормить семью) и свежей зелени, сорванной на окрестных полях. Причем, в пищу идут вроде бы несъедобные стебли и листья рапса и кабачка, что приводит в шок не только аборигенов, но и, казалось бы, культурно близких к вьетнамцам китайцев.

"Но я никогда не показываю своего удивления – это неприлично, – рассудительно говорит уроженец китайской провинции Хубэй Линь, – В конце концов люди разные бывают. Меня вот, например, в Украине до сих пор коробит от людей, "стреляющих" сигареты прямо на улицах. У нас так делают только бездомные".

Не обошлась экскурсия и без знакомства со знаменитой китайской мафией – "триадой". Мы как раз пытались уговорить группу китайских предпринимателей попозировать для фото. Они сначала отшучивались, а потом замерли в неподдельном страхе. Обернувшись, мы поняли, почему. Вдоль рядов вальяжно шествовал удивительной толщины человек. Он останавливался у каждого лотка и, перекинувшись словом-другим с хозяевами, принимал от них купюры по 100-200 гривен – очевидно, дань. "Большой человек, всех знает, с директором рынка и начальником милиции водку пьет, – шепнул нам на ухо один из торговцев. – Ты только при нем никого не расспрашивай, проблемы будут".

К счастью, "бригадир" нас не заметил. После его ухода предприниматели стали откровеннее, сообщив, что мафия опекает в основном нелегалов, хотя уплата "налога" не является гарантией от задержания милицией. В любом случае, если ты чист перед украинским законом и не показываешь свого страха перед рэкетирами, то тебя не тронут. "Вообще, в последнее время они куда спокойнее стали, цивилизованнее. Татуировки вывели с драконами, с милицией подружились. И с вашими бандитами тоже дружат. Никого не бьют, все происходит тихо и по обоюдному согласию", – заверили нас китайцы.

БИ БО: "В КИТАЕ Я БУДУ ПОЛУЧАТЬ $10 000"

Если китаец в Одессе не торгует и не стряпает, значит он... либо художник, либо музыкант. В нашей консерватории и на худграфе педуниверситета обучаются сотни граждан Китайской Народной Республики, причем гранит знаний они грызут отнюдь не для галочки. Проректор "консервы" Александр Олейник утверждает: зачастую азиаты демонстрируют такие таланты и мастерство, что педагоги диву даются.

"Они регулярно побеждают в конкурсах Гилельса, Неждановой, участвуют в международных фестивалях. Судя по всему, Китай всерьез подумывает о мировом лидерстве в культурной сфере", – говорит преподаватель.

Выпускник консерватории. По выходным поет в Горсаду. Фото из архива Джана Би Бо

Улыбчивый смуглый парень родом из южнокитайского города Гуанчжоу. Русским владеет плохо, чего заметно стесняется. Но на сцене стеснительность 34-летнего Джана Би Бо куда-то пропадает, и он без сучка и задоринки выдает сложнейшие арии из "Паяцов" и "Травиаты". Тенор, причем тенор отличный, если верить специалистам. Ученик покойного Огренича, недавно он защитил кандидатскую в Одесской консерватории. За плечами Би Бо – годичная работа по контракту в Оперном, четыре победы на международных конкурсах. Сейчас он регулярно радует слух посетителей Городского сада – выступает там каждую субботу-воскресенье.

"Наше государство уделяет много внимания развитию культуры и искусства: мы хотим быть первыми во всем, – с гордостью говорит китаец. – Поэтому лучших из лучших отправляют учиться за границей, прежде всего в Россию и Украину. Впрочем, скоро этого не будет – уже подросло новое поколение педагогов в самом Китае. Да и многие украинские мастера перебрались туда".

Сам он тоже скоро намерен вернуться в родной город, где ему предложили место солиста в строящемся там грандиозном оперном театре. "Я бы, может, и остался, но на те 1000 грн, что предлагают ваши театры, прожить, увы, нельзя. В КНР я буду получать $10 тысяч".

Правда, сперва нашему собеседнику придется вступить в... Компартию, иначе на подмостки его не пустят. "Меня нельзя назвать фанатиком-коммунистом, тем более, что я верующий человек, буддист, – говорит Би Бо, показывая глиняный образок с изображением уже впавшего в нирвану принца Гаутамы. – Но без партийного билета у нас тяжело продвинуться. Утешает то, что у моей религии и учения Мао много общего. Осталось найти трех поручителей из числа членов КПК".

РАБЫ НА ЧУЖБИНЕ: ДАНЬ И ПОБОИ

По данным правоохранителей, постоянно в Одессе проживают и работают от 15 до 20 тысяч китайцев и до 5 тысяч вьетнамцев. При этом около 50% уроженцев Восточной Азии находятся у нас на нелегальном положении.

Задержанные нелегалы. Фото А.Лесика

Переправка нелегалов, утверждают наши источники в правоохранительных органах, – разветвленный бизнес, в котором задействованы граждане как КНР и СРВ, так и Украины, в том числе представители наших властных структур. Начинается все в Азии. Желающих подзаработать на чужбине там с избытком, особенно среди жителей провинции, крестьян. И в каждой волости есть человек, готовый "помочь" с переправкой. Денег он, как правило, не берет – дескать, на новом месте отработаете "должок". При этом сумма заранее не оговаривается, и в результате мигранты, прибыв в точку назначения, очень часто бывают неприятно удивлены ее размером. Речь может идти, по словам опрошенных нами "кули", о нескольких тысячах долларов.

Въезжают в Украину мигранты в основном по частным и деловым визам (приглашения поступают от фиктивных фирм). Встречают их или представители местной китайской/вьетнамской мафии, или сотрудничающие с ними украинцы и русские. Они обращают приезжих в настоящее рабство: отбирают документы, селят в съемных квартирах по 10-20 человек или прямо на рынке, в контейнерах, и нещадно эксплуатируют, пока долг не будет погашен.

"Я трудился по 13-14 часов в сутки, зарабатывая с напарником по $400, причем треть надо было отдавать хозяину, – вспоминает бывший невольник, а ныне мелкий предприниматель с "Седьмого" Ван. – За малейшую провинность, неповиновение нас штрафовали и даже били. Из заработанного себе на пропитание я оставлял долларов 50. Остальное отправлял домой жене".

Торговцы. Вьеты торгуют в основном одеждой и обувью, китайцы – всем, что производит их родина. Фото О. Константинова

Впрочем, даже после погашения долга зависимость никуда не девается, ведь появляется необходимость обрести легальный статус. Вариантов несколько: можно платить регулярную дань все тем же посредникам, которые, используя свои связи в ОВИРе, продлевают клиенту визу. Можно скопить сумму побольше для оформления вида на жительство. Самые востребованные схемы для обретения последнего – опекунство над одинокими стариками или брак. И то, и другое предпочитают оформлять в районных центрах и селах области – там контроля меньше. Хотя, бывает, что удается провернуть и в самой Одессе. Естественно, и опекунство, и брак – липовые. Иногда "опекаемые" и вторые половинки знают о том, что у них самый близкий человек – соотечественник Конфуция, но чаще всего даже не догадываются о своем счастье.

АРМИЯ МАО УЧИЛАСЬ В ОДЕССЕ

Первые китайцы появились в Пальмире еще при царе. В 1911-м, после Синьхайской революции, свергнувшей династию Цин, в Российскую империю хлынули, спасаясь от голода и насилия, китайские беженцы. Часть осела в Украине. В Донбассе и причерноморских городах начали возникать китайские общины.

Вторая волна мигрантов пришлась на Первую мировую. Призвав трудоспособное мужское население в армию, царское правительство столкнулось с проблемой дефицита рабочих рук, особенно на заводах и фабриках. Выход из ситуации нашли, обратившись к китайскому руководству с просьбой прислать несколько десятков тысяч кули. Пара сотен попала и в Одессу.

Историк Игорь Шкляев рассказывает, что условия, в которых трудились и жили китайские рабочие, были ужасными, а социальный статус кули того времени можно сравнить с положением индийской касты неприкасаемых. Поэтому неудивительно, что в дни Октября многие китайцы выступили на стороне большевиков. Их зачисляли в Красную Гвардию, а потом и РККА. Появились целые китайские батальоны, причем первое такое подразделение сформировал в 1918 году под Одессой – на территории современного Приднестровья – будущий командарм Иона Якир.

Китайские красноармейцы. Фото из архива Министерства обороны РФ

В самой Одессе из китайцев состоял комендантский взвод местного чрезвычайного комитета (ЧК), занимавшийся в основном расстрелами врагов советской власти и "враждебных элементов" – представителей дворянства, буржуазии и интеллигенции.

"Об этих китайцах ходит много легенд. Рассказывают, например, что командовал взводом некий негр Джонсон. Однако документального подтвердения этот миф не нашел", – говорит Шкляев.

Базировался взвод в гостинице "Крымская", которая стояла на месте нынешней школы им. Столярского. Казни происходили во дворе доходного дома Жданова на Екатерининской площади – того самого, на фасаде которого после реконструкции площади уже в наше время появились загадочные буквы ЭИГ и РСТ.

После Гражданской большинство китайских красноармейцев вернулось на родину. Они составили костяк Народно-освободительной армии и под руководством Великого Кормчего Мао сражались за светлое коммунистическое будущее с гоминдановцами и японцами.