Украинец хотел заработать деньги на лечение дочки, а оказался в плену

1 марта 2014, 12:02
Экипаж судна два месяца голодает в турецком порту

Семья моряка. Фото: из архива С. Ловенчук

Трое одесских моряков по милости судовладельца и крюинговой компании застряли в море. Последних два месяца судно Т/Х Tiss стоит в Стамбульском порту, а на берег экипаж не выпускают. У моряков нет еды, денег и лекарств, а владелец судна — одессит  — просто исчез.

РАДОВАЛСЯ КОНТРАКТУ. Эту историю "Сегодня" рассказала Светлана Ловенчук, супруга старшего механика Валерия, который вместе с другими членами экипажа застрял в Турции. "На судне было девять человек, но четверо молодых ребят "плюнули" и перед Новым годом вернулись домой. Мой 72-летний муж и остальные моряки остались в надежде добиться выплаты зарплат", — рассказывает Светлана и добавляет, что на большие суда Валерия не берут из-за возраста, а когда предложили контракт на Tiss, он обрадовался и сразу согласился уйти в рейс, чтобы заработать "копейку" и поднять на ноги дочку-инвалида.

Реклама

СУДНО БРОСИЛИ. Сделав несколько рейсов из Молдовы в Стамбул, в октябре 2013-го владелец оставил судно на рейде в Турции и, не выплатив зарплату экипажу, как в воду канул. Последние два месяца корабль стоит в порту, а моряков не выпускают на берег без объяснения причин, хотя сами "пленные" уверены — таким образом хозяин мстит экипажу за их обращения в высшие инстанции. У одесситов закончилась еда, а продукты привозят лишь когда родные начинают обивать пороги консульств и морских профсоюзов. "Вчера разговаривала с мужем, он так рад, говорит, ели хлеб и блины. Правда, теперь у всех проблемы с желудком — на корабль привезли прогорклое масло и тухлые яйца", — сетует Светлана и говорит, что уже обратилась за помощью в фонд принцессы Дианы и к турецкому адвокату.

А вот в крюинговой компании, которая нанимала экипаж на Tiss, сообщили, что тамошняя управляющая Елена Шелехова уже месяц на больничном, а владелец судна находится в Турции и связи с ним нет. "Он неоднократно обещал выплатить зарплату. Когда мы начинаем тормошить его через профсоюз, он вновь появляется, клянется сию же минуту отправить деньги, но пропадает", — продолжает Светлана и говорит, что экипаж уже согласен пойти на компромисс. "Согласно договору, в случае вывода судна из эксплуатации, экипажу положена лишь половина заработка. Правда, необходим документ, подписанный судовладельцем, с которым должен быть ознакомлен экипаж, и запись о выводе из эксплуатации в судовом журнале. Ничего этого сделано не было", — признался "Сегодня" сотрудник федерации морских профсоюзов Константин Бруяка и добавил, что обманутые работники даже пошли навстречу хозяину, согласившись на 70% от зарплаты. "Это устраивало обе стороны, но когда вопрос был почти был решен, владелец заявил, что у него проблемы в банке и в очередной раз пропал", — говорит Бруяка.

ОБМАН. Светлана признается, если бы, заключая контракт, знали, что владелец судна — одессит, то не согласились бы на такую аферу. "В компании нам сказали, что судовладелец — турок. А как позже выяснилось, само крюинговое агентство недавно получило лицензию в Одессе, и хозяин корабля — одессит, а международный регистрационный номер судна (IMO) вообще не соответствует названию, которое написано у него на борту. Вот так, муж всю жизнь в море, а в 72 года попал на одесский развод", — продолжает жена моряка и говорит, что заключенным в море — хуже, чем в тюрьме, а у Валерия, страдающего гипертонией, закончилось лекарство.

Реклама

Юристы полагают, что подобные ситуации — следствие отсутствия работы для моряков, которые подписывают контракты, не читая. "Члены экипажа должны обратиться в профсоюз, или к консулу. Обычно судовладелец либо идет на переговоры и возвращает деньги, либо через суд корабль арестовывают и выставляют на аукцион, после чего рассчитываются с экипажем. В любом случае, нужно внимательно читать контракт и коллективный договор, а также наводить справки о владельце и его имени на морском рынке", — говорит специалист по морскому праву Артем Волков. К слову, в одесском профсоюзе моряков считают, что ситуация с Tiss неоднозначная. "Этот вопрос у нас на контроле, так как судовладелец гарантирует возврат денег соответствующим письмом. Мы постараемся помочь, чем сможем", — уверяет "Сегодня" глава профсоюза Михаил Киреев. Между тем, родные моряков ни о каких гарантийных письмах не знают, как и члены экипажа.

БРОСАЮТ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ. Проблема брошенных кораблей и экипажей, а также мошенников из крюинговых компаний — в Одессе одна из первых. Специалисты по морскому праву с тоской признают, что подобное часто случается в Индии и периодически в Турции, а обманывают моряков так называемые "островные" компании, то есть мелкие агентства, имеющие пару-тройку судов,  сомнительную регистрацию, и не относящиеся ни к одному из морских профсоюзов. Напомним, аналогично попадали в ливийский и турецкий плен моряки из Одессы, Херсона и Севастополя. А буквально пару месяцев назад четверо одесситов объявили бессрочную голодовку в том же порту Стамбула. Члены экипажа торгового судна LPG CGM Tiger требовали выплаты зарплат, бастовали и обращались в генконсульство, но ничего не помогло, так как итальянский судовладелец разорился и бросил экипаж. Тогда одесским морякам помог вернуться домой благотворительный фонд, но своих зарплат они так и не увидели. А летом 2013-го с нами связались члены экипажа теплохода Dart, где больше четырех месяцев 19 человек голодали на судне у берегов Кубы, теряли зубы из-за цинги, но не обращались в международный профсоюз, мол "не видели смысла в отписках". Одесситы терпели унижения, но боясь еще больше разозлить судовладельца, долго молчали в надежде все-таки получить заработанные деньги.