Украинские звезды массовки: испанец в фильме с Шоном Бином и Пиковая дама с Караченцовым

16 ноября 2013, 15:06
Фотограф из Симферополя сыграл капитана корабля в "Роксолане", ялтинская девушка была тенью Наташи Ростовой, а рекордсменка по числу фильмов играла простутиток и графинь

"Первый удар". Встреча в симферопольском аэропорту с Джеки Чаном. Фото из архива В. Парубова

Самый короткий путь на экран — через массовку. И при желании попасть в кино, особенно в Крыму, может каждый — и отдыхающие курортники, и местные жители. Весь день маешься в ожидании команды режиссера: "Внимание, пошла массовка!" — и потом, через полгода-год, в кругу семьи перед ТВ — твоя секунда славы: "Да вот же, только что, — это я был в толпе у светофора".

Но и в толпе есть свои герои! Крымский фотограф Виталий Парубов, как в фильме "Гостья из будущего" Коля Герасимов, как-то отправился за кефиром, а попал, в компании с Шоном Бином, в Испанию! Правда, снимали ее в Крыму — для сериала "Приключения королевского стрелка Шарпа".

Реклама

"Меня возле симферопольского универмага остановила ассистент режиссера и сказала, что ей позарез нужен колоритный испанец, — вспоминает Виталий Парубов. — Я согласился, и потом только услышал ее примечание: "Только вас убьют. Вы не суеверный? Крови не боитесь?" На съемках меня только костюмеры переодели — черная бандана на голове, широкий пояс, шелковая рубашка, а борода и длинные волосы — это все мое! Но красоваться долго не пришлось: все это залили бутофорской кровью — и я, такой красивый, сраженный английским клинком, попал на первый план кадров заставки фильма, которую каждый день перед очередной серией показывали по центральным каналам. Это все снимали в Белогорске, рядом с Белой скалой. Масштаб съемок впечатлял: в батальных сценах по нескольку сотен солдат снимали, и пеших, и конных. Но самое интересное для нас происходило за кадром. Это же середина 90-х голодных лет, в магазинах шаром покати, а тут для массовки — столы ломятся: продукты фирменные — салями, сыры, йогурты, соки. Ну, и наши люди не сдерживали себя — и ели, и домой прихватывали. И уже на третий день — англичане отдельно от нас себе накрывали. Так же случайно я попал на съемки "Роксоланы". Приехал в Ялту сниматься в рекламе банка "Империал", иду по коридору Ялтинской киностудии, а навстречу мне режиссер Борис Небиеридзе: "А вот и наш капитан!" Корабль в Артековской бухте снимали, у меня текст был, но я, честно признаюсь, так с ним и не справился. У меня же актерского опыта, по сути, нет — только массовка. Жарко еще было, под 40, и это внимание — все на тебя смотрят, вроде прочитал, запомнил, камера включается — и я в ступор! Мне в итоге реплики крупным шрифтом написали и к мачте лист прицепили".

Венецианский купец из "Роксоланы". Фото из архива В. Парубова

Реклама

За Парубова говорила его внешность — и ему предложили в сериале еще одну роль: в Воронцовском дворце, он уже снимался как венецианский купец. "При желании я мог бы сниматься постоянно — зовут часто, но мне не хочется после "Шарпа" и "Роксоланы" опускать планку — до человека в толпе, исключением был только "Первый удар Джеки Чана", где я несколько дней как пассажир просидел в салоне самолета с газетой и бутылочкой виски".

Испанец. На съемках "Стрелка Шарпа" англичане эксплуатировали по максимуму внешность Виталия Парубова. Фото из архива В. Парубова

Реклама

СТО ГРИВЕН ЗА ПЕРЕХОД

В кино хоть на несколько мгновений экранного времени может попасть каждый — кто-то случайно оказывается рядом со съемочной площадкой, кто-то приходит на кастинг по объявлению и остается в "картотеке" бригадиров массовки. Но за этими секундами проходки по улице или статичной сцены в кафе, — весь съемочный день, смена от 8 до 14 часов. В советское время за день статисты получали 2,5—3,5 рубля, ночную съемку оплачивали по двойному тарифу, а сегодня массовка получает в среднем 100 гривен.

"Деньги — это не главное, — говорит ялтинец Владимир Малютенко. — Ведь большинство людей, как и я, приходит на съемочную площадку не ради подработки, а затем, чтобы на себе — раз за разом — испытать это ощущение перехода из обыденной жизни в другую реальность. Все проблемы исчезают куда-то, ты становишься другим человеком, и от тебя уже ничего не зависит, кроме того, что скажет режиссер".

3D-ДУБЛЕРЫ С ИМЕНАМИ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ЗА КАДРОМ

С появлением нового (хорошо забытого стереокино) 3D-формата массовка теперь востребована и за кадром. Первый такой опыт в Крыму был на съемках комедии Марюса Вайсберга "Ржевский против Наполеона".

"Папа мой был французским солдатом в кадре, а я оставалась за кадром и при этом дублировала главную героиню — Наташу Ростову, — поясняет "Сегодня" Ольга Малютенко. — Это называется — статист по свету. Нас на камеру не снимают — наша задача оставаться на тех местах, где были актеру, так как для технологии 3D важна каждая точка, каждый момент — местонахождение людей и предметов. По нам выставляли свет и камеру. И кто кого дублировал, того так и называли — Наполеон, Ржевский, Маркиз де Мазо-сад. А я на время съемок стала Наташей Ростовой: когда Светлана Ходченкова уходила с площадки, учить текст или переодеваться, я занимала ее место — стояла или сидела, в зависимости от того, что происходило с персонажем до этого. И так весь съемочный период. Вроде бы нас и нет в фильме, но свой вклад в его создание мы внесли. Особенно удивительная атмосфера ночью была во дворце — тишина, вокруг никого и мистика графского замка! И если бы не кино, как бы я еще оказалась ночью во дворце?! А утром мы наблюдали, как костюмированую массовку терзали туристы — всем хотелось сфотографироваться с гусарами, с солдатами Наполеона, они же так эффектно смотрелись".

65 ЛЕТ В КИНО: ОТ ПЕРВОКЛАССНИЦЫ ДО ПИКОВОЙ ДАМЫ

На съемочную площадку Тамара Бутырская-Жемчугова впервые попала школьницей — ей с одноклассницами пришлось остаться на дополнительный урок по просьбе ассистентов режиссера Ильи Фрэза. Так почти весь их ялтинский класс и увидела вся страна на экранах в сталинском 1948 году.

С картины "Первоклассница" началась киножизнь Тамары Сергеевны и она в массовке уже 65 лет, снимается и сегодня. В ее рекордной "зачетке" уже более 200 фильмов с эпизодами и даже главными ролями! Не являясь профессиональной актрисой, она окончила музучилище, тем не менее всегда была интересна режиссерам. Ее яркая, незаурядная внешность — из тех, что особенно "любит камера", позволяла создавать запоминающиеся образы.

С колумбийцами сыграла в "Сеньоре". Фото из архива Т. Бутырской

"Диапазон перевоплощений у меня широчайший: от социального дна, где я была и проституткой, и пьяницей, до мира титулованных особ, в котором я была и графиней, и княгиней. А по национальному признаку, помимо цыганок и евреек, я, наверное, переиграла все народы Латинской Америки, Кавказа и Крайнего Севера. Ну а сейчас меня чаще всего приглашают играть знахарок, шаманок и представительниц творческой интеллигенции в ретрофильмах", — смеется актриса.

Рядом с Самойловой в "Карениной". Фото из архива Т. Бутырской

Ее опыт и знание массовки изнутри позволяли успешно справляться с обязанностями помощника режиссера в десятках картин — еще в докомпьютерную эру она буквально переписала всю Ялту, собирая досье типажей.

"Могла и в очереди подойти к человеку, и в троллейбусе, и на набережной, — рассказывает Тамара Сергеевна. — Увижу, кто выделяется из толпы, и сразу знакомлюсь, беру контакты, потом фотоснимки. И почти никто не отказывался сниматься в кино — будь то директор или простой работяга. Магия экрана всех влечет! Забавный был случай на съемках "Воров в законе". Я помогала Юрию Каре. И в какой-то момент понадобился на площадке невысокий, светловолосый, плотного телосложения мужчина. Нужно было с холма Дарсан вниз спускаться, и я попросила свою знакомую поискать кого-то на набережной. Прошло минут пять, и она радостно сообщает мне: "Нашла!" — и подводит ко мне за руку... режиссера! Юрий Викторович стоит, смехом давится...".

Ялтинки. Режиссер Коробейникова и актриса Тамара Жемчугова. Фото из архива Т. Бутырской

Также когда-то на ялтинской улице Тамара Сергеевна заприметила Сашу Коробейникову для сериала "Московская сага", а через несколько лет девушка вернулась в Ялту уже в качестве начинающего режиссера и пригласила ее в свой фильм "Мельник".

"Тамара Сергеевна фанатка своего дела — в любое время суток, приедет и будет на съемочной площадке столько, сколько потребуется и даже более того, — рассказывает Александра. — В одном из эпизодов она у меня "умирает" в кадре. Сняли, а она не встает! У меня внутри все похолодело, а она после сверхдраматичной паузы голову поднимает и говорит: "Я готова жить и умереть для вас в кадре!".

"Романс о поэте". В роли Пиковой дамы с Н. Караченцовым. Фото из архива Т. Бутырской

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ: В КИНО СО СТРУГАЦКИМИ

Ялтинская "кинокарьера" для Владимира Малютенко началась с очереди в магазине. "Хорошо помню тот день, — рассказывает он. — Я за тортом пошел: у моей дочки Оли день рождения был. И слышу голос за спиной: "Молодой человек, вы мне нужны!" И вместе со мной вся очередь оборачивается, а там — незнакомая мне экстравагантная женщина — Тамара Сергеевна Жемчугова-Бутырская. Обменялись телефонами, и я попал на съемочную площадку фильма "Сармат" — снимали сцены в ресторане на набережной. А потом был сериал "Ундина" — уже его вторая часть, после которого меня стали узнавать на улицах Ялты. Меня просто сняли крупным планом — как я вхожу в поликлинику, потом стою, вот и все. Но после показа по ТВ, куда бы я ни зашел — меня все спрашивали: "Это же вы снимались в "Ундине"?!" Такая вот неожиданная популярность. И оказался я в ялтинской обойме массовки. Мое амплуа — гость на свадьбе, завсегдатай ресторанов, офисный работник, банкир, и непременно рядом красивая девушка, музыка, танцы... Иногда вместе с дочкой попадаем в кадр, а бывало, что и всей семьей — еще и жена снимается в массовке. Но справедливости ради надо отметить, что в Крым я приехал уже с приличным опытом съемок на киевских студиях — имени Довженко и "Укртелефильма" — там я прошел все этапы, от статиста до эпизодов с озвучанием. Но самым примечательным моментом той поры конца 1980-х для меня остается появление в фильме "Трудно быть богом". Братья Стругацкие — любимые мной авторы, а этот роман я читал еще в распечатках, культовое для меня произведение — к моменту экранизации как раз второй раз перечитывал, и тут мечта материализовалась: я попал в мир любимой книги! Почти три месяца павильонных съемок в Киеве — снимали сцены во дворце у короля, и я там как тень главного героя — Руматы Эсторского. У меня же свои длинные волосы — все было в тему, поэтому и попал на передний план. Я был одним из первых, кто по Киеву ходил с косой, — меня за это даже из университета отчислить хотели, и на работе потом не отставали: "Постригись, ты же комсомолец!"

Семейный подход. Малютенко с дочерью на съемках "Ржевского". Фото из архива В. Малютенко

В ОБРАЗЕ ВАМПИРА НА ЭКРАН

В большом кино можно дебютировать и в преклонном возрасте. С Георгием Миролюбовым мы познакомились на съемках фильма "Дневной представитель" (2003) — седобородый старик выделялся особой элегантностью на балу вампиров, который снимали в Воронцовском дворце. Тогда ему было 77 лет.

"А я ведь не первый раз снимаюсь, — задорно подмигнул мне Георгий Владимирович, опираясь на трость с набалдашником в виде головы дракона. — Дебют мой был весной 1945 года, когда я попал в военную кинохронику — мы шли по улицам освобожденной Вены".

И второе появление ветерана войны перед объективом кинокамеры спустя почти 60 лет не осталось незамеченным. Чуть позже его разыскали ассистенты легендарного режиссера Марлена Хуциева и пригласили сниматься в фильме "Невечерняя" — на роль странника-духобора. На склоне лет — кинокарьера! Так, в Ялте и происходят маленькие чудеса — буднично и постоянно…

"Дневной представитель". Миролюбов (слева) на балу вампиров. Фото: М. Львовски