Укротительница носух и обезьян прячет за спиной трусливых медведей

25 ноября 2008, 08:53
Гастроли в Одессе. Дрессировщица из Луганска мечтает выступать в Монте-Карло и вяжет носки из шерсти верблюдов.

На манеже. Пони по малейшему указанию дрессировщицы делает любые трюки, которые, казалось бы, недоступны копытному животному, фото А. Шлыкова

Реклама

Дрессировщицу Татьяну Шакурову вполне можно назвать многодетной матерью, ведь у нее аж 26 "детей" — так она ласково называет своих лохматых воспитанников, среди которых — верблюды, лошади, пони, собаки, носухи, дикообразы, страусы и обезьяны. Все ее питомцы так же, как и маленькие детки, требуют ласки, внимания и заботы. С самого утра Татьяна вместе с командой помощников нянчится и хлопочет вокруг своих подопечных: смотрит, чтоб их вовремя накормили, проверяет состояние здоровья. Говорит, что даже в отпуск редко ходит — не может оставить свой зверинец без присмотра. Да и животные воспринимают дрессировщицу как няню и кормилицу. "Помню, как-то во время представления медведь испугался чего-то на сцене и спрятался за меня. Смешно было — бугай в несколько центнеров выглядывает из-за моей хрупкой расцарапанной спины в поисках защиты", — рассказывает дрессировщица.

Татьяна Шакурова на манеже уже более 25 лет (а это уже пенсионный стаж для дрессировщика). Но несмотря на это, занять кресло простого зрителя она еще не готова. Позади — большой опыт, а впереди — огромные планы: например, получить звание заслуженного артиста и цирковая арена в Монте-Карло. "Уходить на пенсию пока не собираюсь. Ведь мы еще не все зрителям показали, правда, малыш?" — смеется Татьяна, нежно поглаживая двухметрового двугорбого. На вопрос о личной жизни Татьяна Шакурова улыбается и шутит, что ее любовь в цирке. И это правда, ведь ее сын Максим и муж Игорь Петровец работают тут же, в цирке, и даже уже ставят сольные номера. "Теперь вы понимаете, что моя жизнь — сплошной цирк!" — говорит она.

На дрессировку одного животного, по словам Татьяны, уходит очень много времени и сил. Все зависит от характера, возраста и, конечно же, таланта. Лучше всего наблюдать за поведением зверей во время репетиций, ведь большинство новых трюков именно так и рождается. "Как-то у меня упал тазик, а верблюд поднял его. Теперь я закрепила этот трюк и использую в номере, в котором мой двугорбый подает разные предметы, — вспоминает она. — А бывает, что идея номера приходит прямо во время шоу, тут инициаторами выступают шаловливые животные. Так, одна обезьянка во время выступления выхватила "чупа-чупс" у ребенка, а у одной бабушки — курицу из торбы (старенькая, видимо, после базара решила сходить в цирк). Какие же овации и смех у публики вызвала хулиганка с конфетой во рту, размахивающая общипанной куриной тушкой!"

Реклама

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МЕНЮ.Прокормить огромный зверинец в наше время совсем нелегко. Каждый дрессировщик придерживается рациона, прописанного в справочниках еще советских времен. В месяц на кормежку уходит примерно две тонны сена, тонна овса, 2—3 тонны различных овощей и фруктов. Кроме того, каждое животное в еде привередливо и требует своего меню. Например, носухам нужна рыба, а страус любит творожок и яйца. "Приходится для них скупать весь гастроном, а ведь цены сейчас заоблачные. Зато мы выгодные покупатели — оптовые", — говорит Татьяна. Иногда часть продуктовых расходов берет на себя цирк: за выход дрессировщики получают гонорар, а животные зарабатывают себе кормовые.

Однако самые большие затраты у дрессировщицы возникают при покупке животного. Зверей она покупает в сельхозакадемиях, на конных заводах, в питомниках и зоопарках. "В наше время даже собаки дорого стоят, не говоря уже об экзотике. Цены — космические и постоянно растут. Зоопарки вообще продают животных за доллары, и курс очень существенно влияет на их стоимость", — сетует дрессировщица. Татьяна не берется называть стоимость зверушек, но говорит, что самым дорогим ее приобретением является верблюд, а вот слон ей пока и вовсе не по карману.

Еще одна статья расходов — костюмы для четвероногих звезд. По мнению дрессировщицы, люди приходят в цирк, чтобы сменить надоедливые будни на сказку. В Киеве у нее есть дизайнер, который и помогает перевоплощать лошадей и собак в сказочных четвероногих. Например, пони — в рыцарского коня, облачив в нарядную сбрую, или верблюда — в извозчика султана, украсив животное восточными коврами, монетками и колокольчиками. Прежде чем создавать эстрадную одежду для себя и своих воспитанников, Татьяна Шакурова изучает историю каждого костюма. "Я, к примеру, не могу выйти на сцену в типичном восточном костюме для танцев. Ведь так одевались рабыни в гареме, а у меня на сцене совершенно другое амплуа".

Реклама

Сами животные же регулярно являются источниками натуральных материалов. Во время линьки. Например, страусы дают перья на шапочки-"султанчики". А вот из шерсти верблюдов Татьяна вяжет носки, свитера и делает теплые пояса для поясницы, которые потом продает знакомым: "Жаль, что пока нет достаточно времени, чтобы заняться таким бизнесом всерьез".

Дополнительным заработком для циркачей остаются выступления на закрытых вечеринках: это могут быть детские дни рождения или корпоративные праздники. А недавно звериную труппу пригласили на президентскую елку в Киев. Номера, которые будут показаны в дни празднования 2009-го, утверждались за год. Их Татьяна вместе с питомцами продолжает усердно репетировать.

ЦИРК НА КОЛЕСАХ

У Татьяны Шакуровой, дрессировщицы из Луганска, — плотный гастрольный график, но путешествует она, в основном, по Украине и странам СНГ. "Выехать за границу весьма непросто, а уж попасть в страны Евросоюза совсем проблематично", — жалуется Татьяна. Причиной этому — банальная бюрократия. Сейчас нужно оформлять множество документов, которые раньше не требовались. За несколько месяцев наперед следует заполнить все необходимые декларации, разрешение на ввоз, вывоз животных и сделать все утвержденные прививки. Особое возмущение у дрессировщицы вызывает украинская таможня: "Приходится пройти 300 инстанций и принести уйму справок, в которых нужно еще доказать, что верблюд — это верблюд".

Переезды животные переносят хорошо. Сначала их возили поездами, но со временем это стало невыгодно, поэтому пришлось обзавестись собственным транспортом. Теперь у кочевого цирка две комфортабельные фуры, которые позволяют зверюшкам чувствовать себя в дороге как дома.


Инна Маркова, Юлия Зинченко