В Днепре подсчитали ущерб от оккупации

12 мая 2010, 07:21
Документы Госархива помогут узнать судьбу угнанных в Германию родственников.

Впервые за 50 лет днепропетровчанам открыли факты из жизни города и области во времена немецкой оккупации 1941—1944 годов. Областной Госархив опубликовал сборник документов НКВД и местных властей, который частично заполнит белые пятна в истории нашего края. "Ранее подобный труд был издан в 1962 году. И с тех пор десятилетиями никто не трогал эту тему", — разводит руками декан исторического факультета ДНУ Сергей Светленко.

По словам автора-составителя издания, директора Госархива Днепропетровской области Нины Киструской, фундаментом для книги послужили справки членов Чрезвычайной Комиссии по учету ущерба, нанесенного городу в период оккупации. Как выяснилось из этих источников, всего за два года Днепропетровск практически полностью вымер. "Население за период войны и особенно оккупации сократилось почти на 500 тыс. человек. Перед войной у нас проживали 540 тыс. человек, а когда город был освобожден, население составляло всего от 50 до 70 тыс. человек", — приводит данные Киструская. По мнению Ольги Винниченко, директора издательства, выпустившего книгу, она может быть интересна не только специалистам, но и рядовым горожанам. "Появилась возможность найти своих потерянных родственников, ведь в сборнике сохранились имена и фамилии людей, угнанных в Германию", — считает Винниченко. Вот только купить сборник будет невозможно. "Книгу издали на деньги государства и не в коммерческих целях", — пояснила Киструская. На огромную область смогли выпустить всего 200 экземпляров этой книги, и как их распределят, еще неизвестно. Пока решили передать по одному сборнику областной библиотеке, историческому музею и научной библиотеке ДНУ.

Реклама

ПРЕДАТЕЛЕЙ ЗНАЛИ В ЛИЦО

Острую дискуссию вызывает вопрос о том, этично ли было публиковать имена и фамилии пособников, сотрудничавших с оккупационной властью в период войны. Ведь у каждого из них есть потомки, которым разглашение будет неприятно. "Действительно, в нашем сборнике впервые опубликованы реальные фамилии предателей. Дело в том, что уже истек срок давности по их делам. Кроме того, по сути, эти документы никогда не были засекреченными, хотя доступ к ним был ограниченным. Да и, как показывает история, всех предателей все равно люди знали и отношение к ним было очень неоднозначным. Случалось, что жители села просили самого уважаемого человека быть старостой при немцах, чтобы он их спас. Но были и такие случаи, когда кровожадности предателей удивлялись даже сами оккупанты. А вообще при работе над сборником мы отметили одну парадоксальную закономерность — на Левобережье области предатели творили более жестокие зверства, чем на Правобережье", — рассказала Нина Киструская.