В Харьковском музее рекламы – жвачки времен перестройки и первый украинский комикс

31 января 2016, 06:30
В Харькове показывают креативные обертки от конфет и первый рекламный справочник города

Фабрика товарищества «С. Сиу и Ко» появилась в конце XIX века

В Харькове находится единственный в Украине музей рекламы, в котором собраны сотни экспонатов, рассказывающих о становлении и развитии рекламы с середины XIX века по настоящее время.

Восемь лет назад музей открыли в здании рекламного концерна "Харьков на ладонях", сотрудники которого, заручившись помощью специалистов исторического музея, и собирали коллекцию.

Реклама

Теперь же посетители могут увидеть, какие креативные вывески создавали дореволюционные рекламисты при отсутствии компьютерной техники, как оригинально привлекали покупателей производители сладостей и духов.

Реклама

Креатив. Первые производители конфет в Российской империи привлекали покупателей упаковками и вкладышами

Среди самых ценных экспонатов музея — столетний рекламный справочник Харькова, денежный чек 1942 года, призывающий население открывать денежные счета на почте, первый украинский комикс с рекламой батареек и фонариков.

Реклама

Также представлены коллекции значков, этикеток, образцы политической, социальной, наружной рекламы и газетные объявления.

КРЫШКИ ЯЩИКОВ — КАК РЕКЛАМА КОНФЕТ

В музее хранят крышку деревянного ящика из-под карамели 1897 года, которая использовалась как наружная реклама. "Раньше печенье и карамель поставляли в магазины в деревянных ящиках. А так как не все магазины могли себе позволить специально изготовить рекламу или хотели сэкономить, торговцы брали верхние фанерные крышки от ящиков с красочной картинкой печенья либо карамели и развешивали их над витринами", — рассказала нам директор музея Наталия Лантвоева.

КОНФЕТНЫЕ ОБЕРТКИ ПРЕВРАТИЛИ В ПАЗЛЫ

Фабрика товарищества "С. Сиу и Ко" появилась в конце XIX века, когда в Российской империи было уже несколько крупных процветающих кондитерских производств. Но фирме удалось стать популярной благодаря продуманной рекламе и разнообразной упаковке. Так, на обертках от конфет и шоколада были картинки с заданиями наподобие современных пазлов. Покупателям предлагалось разрезать их по линиям и сложить свои варианты людей с разными носами.

ЖВАЧКИ С ВКЛАДЫШАМИ ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ

Откликнувшись на просьбу директора Наталии Лантвоевой, сотрудники рекламного концерна принесли в музей множество этикеток, оберток жвачек, шоколадок и безалкогольных напитков периода перестройки. В коллекции есть упаковки жевательной резинки Turbo, растворимых напитков Yupi, Zuko. "Многие дети и подростки того периода собирали вкладыши жвачек, обменивались ими. Наши посетители с улыбкой вспоминают товары из этой коллекции", — говорит Наталия.

НА СВИДЕТЕЛЬСТВЕ — "РЕКЛАМА" ИМПЕРИИ

В центре экспозиции — свидетельство Ремесленной управы за 1914 год, разрешающее харьковчанину заниматься макаронным и кондитерским делом. Документ, несмотря на всю важность, весьма красочный, поскольку рекламирует империю. На нем — гербы Харькова и Москвы, Успенский и Благовещенский соборы, изображения памятников Александру I и Николаю I.

"ХАРЬКОВ В КАРМАНЕ" 100 ЛЕТ НАЗАД

Еще до революции горожане пользовались рекламными справочниками, такими, как "Весь Харьков в кармане". И уже тогда, в 1913-м, информация в нем была очень разнообразной: данные о больницах, правила пользования телефоном, транспортом и другое. В начале XX века рекламные агентства уже занимались саморекламой, удачно дополняя ее женскими образами.

КРЕАТИВ XIX ВЕКА: ТОРТ "ПОЛЮБИ МЕНЯ" И СЛАДОСТИ С АНГЕЛАМИ

Креативным продвижением товара в XIX веке прославилось кондитерское товарищество "Эйнемъ". Продукция московской фабрики имела оригинальные названия, например шоколад "Ну-ка, отними!", торт "Полюби меня". Особое внимание уделяли внешнему виду упаковки: коробки со сладостями отделывали шелком, бархатом, внутрь вкладывали фигурки ангелочков, театральные программы и ноты. А еще с помощью упаковок и вкладышей покупателям рассказывали об истории и народах. Фантики от какао, которое впервые в Российской империи стал производить именно "Эйнемъ", были похожи на листы энциклопедий или географического атласа.