В гостях у рецидивистов: в тюрьме едят борщ, рисуют иконы и презирают неопрятных

8 декабря 2011, 08:49
В колонии №14 отбывают наказание заключенные, судимые за тяжкие преступления по нескольку раз

Зону от остального мира отделяет целая система препятствий из вышек с вооруженными часовыми, забора и нескольких рядов колючей проволоки с сигнализацией. Фото: А. Сибирцев

"Сегодня" побывала в одесской исправительной колонии №14 — здесь отбывают наказание заключенные, судимые за тяжкие преступления по нескольку раз. Мы прошлись по жилым помещениям зоны и узнали, как живут люди "за колючкой". Здесь даже для кадровых сотрудников колонии введен строжайший пропускной режим.

Зону от остального мира отделяет целая система препятствий из вышек с вооруженными часовыми, забора и нескольких рядов колючей проволоки с сигнализацией. Между этими преградами бродят огромные собаки-алабаи.

Реклама

СТОЛОВАЯ. В просторном зале аккуратно расставленные рядами столы. Близится обед, поэтому здесь витают аппетитные запахи. Сегодня дают борщ, жаркое с картошкой, салат с огромным куском хлеба и чай. "Так здесь всегда кормят, — признается заключенный Сергей. — Тут есть пару человек, которые специально срок получили ради кормежки — на воле они бомжами были, с голоду помирали".

Столовая: в левом углу стоят отдельные столы для низшей касты в зоне — обиженных. Фото: А. Сибирцев

Реклама

Интересно, что особняком в столовке стоит два длинных стола для низшей касты зэков — обиженных. К ним, по местным законам, нельзя прикасаться, они обедают обособленно от остальных, пользуясь отдельной посудой.

ЖИЛАЯ ЛОКАЛКА. Так в колонии называют помещения для отдыха. Порядок здесь армейский, все кровати заправлены, на окнах — аккуратные занавески. "Порядок здесь идеальный, — признается один из контролеров. — Для большинства заключенных чистота — критерий мужского "шика". "Тот, кто перестает бриться и вообще следить за собой, может быстро попасть в касту обиженных, а таких презирают", — утверждает заключенный Владимир.

Реклама

"Локалка": здесь драки редки, ссоры решают "по-добру". Фото: А. Сибирцев

ЦЕРКОВЬ ЗА РЕШЕТКОЙ. Также для здешних постояльцев оборудована молельная комната — это небольшое отдельное здание, внутренние стены которого сплошь увешаны иконами. Причем, по словам начальника одесского управления Госслужбы по вопросам исполнения Александра Адзеленко, святых рисуют сами заключенные.

Как поведал нам 25-летний Александр Вознюк, который попал за решетку за дело по угону машин, он в зоне занимает должность старшего по тюремной церкви. "Встретил здесь своего товарища по воле. Он уже работал тут при церкви. Вот и он и помог в храме устроиться, — говорит Александр. — В Бога верил всегда, а здесь еще больше уверовал". За свою службу при храме он даже получает небольшую зарплату — около 100 грн.

ЗА ТРУД ПОВАРА — 200 ГРН В МЕСЯЦ

Почти все здешние заключенные работают на местном производстве — литейном цеху. Такой труд тут считается привилегией, потому что дает заработок от 700 до 1100 грн. А если устроишься в обслуге — поваром, сапожником или парикмахером — значит, крупно повезло. Работа не пыльная, правда, платят меньше — до 200—250 грн в месяц.

"Те, кто зарабатывают до 1 тыс. грн, даже переводы родным шлют. Но таких немного. Остальным зарплат хватает лишь себе на чай и консервы", — рассказал осужденный Игорь. А тот, кто хорошо работает и не нарушает режим, может рассчитывать на одно трехсуточное свидание с родными раз в три месяца в отдельной комнате.