В харьковском театре премьера

14 ноября 2008, 17:40
Чичиков будет ходить по аду с кучером и молдавскими гастарбайтерами

Спектакль "Чичиков и Ко", фото предоставлено театром

В субботу, 15 ноября, Театре им. Шевченко премьера — "Чичиков и Ко". В современной постановке харьковчанина Эдуарда Безродного появляются герои, которых нет у Гоголя: молдавские гастарбайтеры, игроки в казино, капитан дальнего плавания, зеки и даже киллер, а гоголевский секретарь опекунского совета превращается в агента ФСБ.

Сам режиссер считает — никакой "отсебятины" в спектакле нет. "Современные штучки — это лишь сбывшиеся пророчества Гоголя, — говорит Эдуард Безродный. — Я поставил на сцене то, во что сегодня превратились гоголевския тема и персонажи". В сюрреалистическом спектакле все обострено до предела. "Например, Собакевич говорит на человека "мурло", "негодяй", "подлец". В моем спектакле Собакевич берет пистолет, стреляет в висок и убивает. Назвать человека незаслуженно "подлецом" все равно, что убить", — объясняет Безродный.

Реклама

Лодка в камышах и занавес с надписью "Куплю мертвые души дорого. Паша", деревянная лошадка, пирамида со всевидящим оком и огромные резиновые глаза. Такие декорации, по мнению режиссера, должны вызывать у зрителя полярные чувства: с одной стороны — детские и близкие, а с другой — ощущение пребывания в аду.

Что-то Эдуард Безродный взял из "Божественной комедии" Данте. Каждый новый человек — это круг ада для Чичикова. Финал в пьесе, как и в романе, открыт — скупщик мертвых душ исчезает в неизвестном направлении. Однако сам Чичиков понимает, где находится, а еще у него отбирают душу. Неожиданной для зрителя станет роль Селифана — кучера Чичикова (в исполнении народного артиста Владимира Мазура). "У Гоголя это персонаж, который появляется несколько раз, — говорит Эдуард Безродный. — У нас это один из главных героев. Он тот Вергилий, который ведет Чичикова".

Во время работы над спектаклем гоголевский демонизм не покидал театралов: три актера, назначенные на роль Чичикова, поочередно в течение недели попали в серьезные ДТП. А трещина в стене театра образовалась именно во время репетиции самой мощной сцены — когда у Чичикова отбирали душу. Чичиков — Роман Жиров — по заверению режиссера, полностью соответствует гоголевскому описанию: одновременно играет приятность и неприметность, и демоничность.

Реклама

"В спектакле много народного юмора и примитивных шуток, — говорит Эдуард. — За этим мы скрыли глубокие символы, это адресовано тонко чувствующим людям. Спектакль будет вызывать эмоцию интеллектуального смеха". А еще режиссер обещает настоящий праздник театральности: свет и реквизит создает атмосферу театра позапрошлого века. Так что получился очень современный спектакль, но с добрым старым эффектом.

Уважаемые читатели, нравятся ли Вам харьковские театры? Выскажитесь в комментариях!