В Харькове обидели Гурченко, а Высоцкого хотят видеть 4-метровым

14 марта 2012, 10:20
Одни памятники пылятся в мастерских скульпторов, другие остаются лишь в виде идей и эскизов

Людмила Марковна контролировала процесс создания скульптуры и сильно осерчала на родной город, когда не нашлось места для установки фигуры. Фото: mediaport.ua

Харьковчане не первый год мечтают увидеть на улицах города бронзовые изваяния известных харьковчан: актрисы Людмилы Гурченко, летчицы Валентины Гризодубовой, певицы Клавдии Шульженко, дрессировщицы Ирины Бугримовой. Некоторые скульптуры существуют в виде металлических или гипсовых мини-копий, осталось лишь отлить их в полный рост. Однако одни памятники пылятся в мастерских скульпторов, другие остаются лишь в виде идей и эскизов. "Сегодня" выяснила, какая судьба постигла смелые проекты.

ГУРЧЕНКО. Пожалуй, самый скандальный памятник, которому до сих пор не нашлось места на городских улицах, — бронзовая Людмила Гурченко. Еще в 2006-м скульптор Сейфаддин Гурбанов вылепил в полный рост героиню Гурченко из к/ф "Карнавальная ночь". "Она поет песню про пять минут, но перед нами не молоденькая девочка из "Карнавальной ночи", а женщина в расцвете лет, которой мы ее запомнили. В композиции есть и часы, которые показывают без пяти минут 12 — это начало пути Гурченко", — описывает замысел Гурбанов.

Реклама

Двухметровую фигуру планировали разместить перед оперным театром, однако местные чиновники выступили против того, чтоб устанавливать пямятник актрисе при жизни, и с тех пор скульптура украшает лишь мастерскую художника. Людмила Марковна контролировала процесс создания скульптуры из Москвы и сильно осерчала на родной город, когда не нашлось места для установки фигуры.

После смерти актрисы весной прошлого года чиновники вспомнили о скульптуре, планируя поставить ее у гимназии №6, где училась актриса, но идеи в жизнь пока не воплотились. "Периодически я ее показываю, а россияне даже выкупить хотели. Но я отказался, так как все еще надеюсь, что в Харькове найдется место для Людмилы Марковны", — уверен скульптор.

Реклама

Гурченко шесть лет стоит в мастерской скульптора. Фото: Е. Волкова

"СИНИЙ ПЛАТОЧЕК". Также шесть лет назад в Харькове должен был появиться монумент Клавдии Шульженко, который планировали установить у ее же музея. "Делать скульптуру Клавдии Ивановны меня пригласил директор музея, которому понравились мои работы. По задумке, Шульженко должны были запечатлеть в момент исполнения известной песни "Синий платочек", а возле нее стоит рояль", — рассказывает Гурбанов.

Реклама

Гурбанов надеется создать Шульженко в полный рост. Фото: Е. Волкова

Фигуру народной артистки СССР Гурбанов хотел отлить из бронзы, а музыкальный инструмент высечь из белого мрамора и черного гранита. Такой эскиз одобрили не только работники музея, но и родня Клавдии Шульженко. "Из Москвы как раз приезжал ее сын, которому очень понравился будущий памятник. Даже спонсоры появились, и все было бы отлично. Но, как и в истории с фигурой Гурченко, не нашли места", — объясняет автор.

ВОЗЛЕ ЦИРКА. Забыли и о памятнике первой советской дрессировщице Ирине Бугримовой, который планировали установить возле Харьковского цирка еще в 2010-м. Тогда в городе объявили конкурс, а среди множества работ снова-таки выбрали эскиз Гурбанова.

Бугримова будет укрощать бронзовых львов. Фото: Е. Волкова

Целый год мастер разрабатывал скульптуру в динамике: Бугримова исполняет придуманный ею трюк со львом, а внизу изображены арена и огонь. "На реализацию проекта мне перечислили почти 90 000 гривен, но потом работа затормозилась. Сказали, что для начала благоустроят территорию перед цирком, а потом займутся скульптурой. Так что моя работа так и осталась в "замороженном" состоянии", — говорит ваятель. Гипсовая мини-копия Бугримовой пылится в мастерской, а скульптор все еще надеется вылить девятиметровую фигуру из бронзы.

ЛЕТЧИЦА. На стадии разработки эскиза находится и памятник знаменитой летчице Валентине Гризодубовой, первой женщине-Герою СССР, на счету которой — пять мировых рекордов и беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Сотворить монумент советской легенде поручили скульптору Александру Ридному, а установить его решили во дворе, где когда-то жила семья Гризодубовых, а сейчас обосновался музей. Но оживить эскиз помешало общественное мнение.

"Жильцы дома почему-то воспротивились памятнику в их дворе, а нового места пока не нашли. Говорили, что можно установить монумент возле аэропорта, но решения еще нет", — рассказывает автор несбывшегося проекта Александр Ридный.

ВЫСОЦКИЙ. Возможно, уже в 2012-м харьковчане увидят памятник Владимиру Высоцкому, который несколько лет планируют установить в память о единственном концерте (в мае 1978-го), который кумир миллионов дал во Дворце спорта. "Сейчас мы только трудимся над своими эскизами и ждем официального конкурса, на котором выдвинут окончательные требования к памятнику. Пока известно лишь то, что монумент не должен быть банальным", — рассказывает один из претендентов на авторство Александр Ридный.

Скульптор приоткрывает тайну задумки: изображение Высоцкого, несомненно, должно присутствовать, но, прежде всего, это будет памятник музыке и поэзии. Поэтому харьковчанин хочет вылепить не портретную фигуру артиста, а некую абстракцию, которая отлично впишется в современную архитектуру возле Дворца спорта. "Хотелось бы сделать монумент из железа или бронзы, высотой в четыре метра. Но все зависит от финансирования", — говорит Ридный.

КУРБАСУ 20 ЛЕТ ИЩУТ МЕСТО НА УЛИЦАХ

Режиссер пока существует в пластике. Фото: Е. Волкова

Самый долгожданный проект — монумент режиссеру и создателю театра "Березиль" Лесю Курбасу, который обещают установить еще с начала 90-х. "Я тогда подружился с соратниками Леся Курбаса, которые и вдохновили меня на создание памятника. Эскиз разрабатывал по фотографиям и воспоминаниям об этом выдающемся человеке", — вспоминает соавтор проекта Семен Якубович. Вместе с архитектором Павлом Чечельницким скульптор вылепил бюст Леся Курбаса, который изначально решили поставить за театром Шевченко.

Вскоре место для памятника подобрали у филармонии, но, по словам Якубовича, в местном загромождении ставить скульптуру просто преступно. "Здания и машины его бы просто задавили, а монумент должен просматриваться! Я предлагал установить его возле дома Саламандры на Сумской, но мне отказали", — сетует творец. Сейчас автор барельефа и могилы Лесю Курбасу все еще надеется, что его новое творение появится не только в пластмассе, но и в бронзе.