В Харькове помянули поляков- жертв НКВД

27 сентября 2010, 13:46
Азаров пообещал Коморовскому еще один мемориал в Киеве.

Реклама

Почти полтысячи поляков во главе со своим президентом Брониславом Коморовским в субботу приехали в Харьков, чтобы почтить память жертв НКВД и отметить 10-летие открытия Мемориала жертвам тоталитаризма.

Харьков давно называют второй Катынью. В апреле 1940-го здесь расстреляли больше 4 тысяч польских офицеров, которых привезли из Старобельского лагеря (Луганская область). По ночам выстрелы звучали в подвалах НКВД (сейчас — здание УМВДУ на Совнаркомовской), после чего тела тайно вывозили грузовиками в лесопарк. Провести эксгумацию останков удалось только в 1990-х, а в 2000 году поляки совместно с украинцами возвели Мемориал жертвам тоталитаризма, архитектурное решение которого напоминает Катынь.

Субботний визит стал первым для Бронислава Комаровского в Украину в статусе президента Польши. А нашу страну на траурной церемонии представлял премьер-министр Николай Азаров. О политике соседи не говорили ни слова. Возложение цветов, траурные православные и католические мессы начались ровно в полдень. "Мы стоим между двух металлических стен, на которых перечислены имена, фамилии погибших. За ними — не только жизни отдельных людей и их семей, но также истории борьбы с ложью и победа правды", — говорил Коморовский. Наш премьер, взяв слово, пообещал полякам не только поддерживать харьковский мемориал, но и создать еще один в Быковне (поселок в черте Киева. — Авт.). "Несколько дней тому назад я подписал постановление правительства об отведении земельного участка под создание заповедника "Быковня". Мы выделим необходимые деньги и сделаем мемориал", — пообещал Азаров. Неформальное общение Коморовского с Азаровым продолжилось в президентской резиденции в Померках, где они остались с глазу на глаз.

Реклама

В это время на мемориале у могил своих отцов и дедов находились сотни поляков. 300 соотечественников Коморовского около 40 часов провели в поезде из Варшавы. Большинство из них — люди пожилого возраста, их на всем пути из Варшавы сопровождали медики. Многие прощались с родными. "В силу своего здоровья я понимаю, что здесь уже последний раз. Поэтому — прощай, папа. Я оставляю память о тебе в надежных руках господина премьер-министра", — со слезами на глазах говорила Ева Грунер, отец которой похоронен в Харькове. Другие преодолели нелегкий путь вместе с внуками, чтобы передать традицию посещения могил. "Утром приехали в Харьков, после мессы на мемориале — обратно в Варшаву. Здесь похоронен отец моего мужа, его замордовали, — говорит Кристина Сулимир из Варшавы. — Третий раз сюда приезжаю. Если больше не смогу, будет ездить муж".

У Терезы Гумульки, которая приехала в Харьков из Манчестера, в нашей земле покоится дядя. "Он был простым учителем, даже не офицером, тогда всех призывали на службу, кто был в запасе. О том, что с ним было после того, как он пошел служить, мы ничего не знали. Маме пришла справка в 1947 году о том, что он погиб вместе с другими узниками Старобельского лагеря". Марек Польняшек, проживающий в Лондоне, в январе 2010 года похоронил отца. "Мой дед был участником советско-польской войны, вот за это и оказался в сталинских лагерях. Отец нашел его могилу, участвовал в эксгумации и создании мемориала. Я буду сюда ездить часто, продолжать дело своего отца", — сказал Марек.