В Харькове промышленность встает с колен

12 января 2010, 18:39
Кризис, стоп? На заводе Малышева ждут сделки с Пакистаном, ХТЗ готовится вывести за станки всех рабочих.

Завод имени Малышева, источник фото - Интернет

В 2010 год харьковские промгиганты входят "на коне": одни погасили долги по зарплате, другие получили долгожданные заказы. На заводах готовятся к запуску конвейера, но боятся об этом говорить, чтобы не сглазить.

Надежду на новые заказы получил ХЭМЗ. 31 декабря министр промполитики Владимир Новицкий уволил директора Александра Задорожного, вчера коллективу был представлен новый и. о. директора Василий Крилас (с мая прошлого года — замначальника производственно-диспетчерского управления. — Авт.). Главная претензия к экс-руководителю — долги по зарплате. "В декабре задолженность составляла 6,5 миллиона, работает на предприятии чуть больше 600 человек, — говорит заместитель областного объединения профсоюзов Анатолий Шевчук. — Заказы были, но они шли мимо заводской бухгалтерии". Спасать подшэфный ХЭМЗ будет другой завод — "Электротяжмаш", который уже пообещал поделиться заказами.

Реклама

Расправляет свои "крылья" и ХАЗ. В 2009 году из Харькова улетело три самолета, в следующем году планируют отправить заказчикам столько же. "Завод работает. Новых заказов нет, но мы продолжаем исполнять контракты, которые были в замороженном состоянии, а теперь мы возобновили по ним работы. Нужно закончить выполнение египетского контракта, и Ливии должны поставить два санитарных самолета", — сообщил нам пресс-секретарь Андрей Платонов. На предприятии хвастают, что даже набирают новых рабочих. Правда, желающих пока немного — зарплаты не очень высокие.

Поднимается с колен завод им. Малышева. На первое время — 10 танков "Булат" для армии, а в перспективе — пакистанский заказ, подробности которого тайна. "На заводе появится работа в связи с пакистанским контрактом. Много произошло всякого за 1,5—2 года, теперь людей нужно возвращать — тех, которых сократили или отправили в отпуск, пока загрузка была маленькая", — считает замначальника ГУ промышленности, транспорта и связи обладминистрации Николай Борисенко. Но долги еще остаются: последнюю зарплату на заводе дали только за октябрь. Хочет вернуться к жизни ХТЗ — в марте там запустят производство. "Выпустим 90 тракторов", — похвастался директор по персоналу завода Виктор Логачев, но заказчика назвать отказался. Пока в цехах около тысячи рабочих (30% от общего количества), но уже весной к станкам обещают вернуть всех сотрудников.

НА "ЭЛЕКТРОТЯЖМАШЕ" ПОВЫШАТЬ ЗАРПЛАТУ ЗА СЧЕТ УВОЛЕННЫХ
Самым стойким к кризису в Харькове оказался "Электротяжмаш". Государственное предприятие освоило новые рынки сбыта и даже увеличило объемы производства на 30%. От спада, по словам директора предприятия Виталия Чередника, спасла хорошая работа менеджмента и коллектива. "Решающую роль сыграли контракты, которые удалось заключить. Работники управления маркетинга ездили по всему миру в поисках потенциальных заказчиков нашей продукции". В планах на 2010 год — увеличение производства и сотрудничество с зарубежными странами. Но несмотря на это, на предприятии подумывают о сокращении штата. По словам Чередника, на заводе много людей, которые работают в полсилы. А сократив до 30% от всего количества работающих, можно будет повысить зарплату остальным. "Я уверен, что мы должны проводить политику сокращения кадров, для того чтобы существенно поднять зарплату работающим. Сейчас фонд заработной платы — около 17,5 миллиона, а в следующем году, учитывая рост минимальной зарплаты, он увеличится до 19,5 миллиона".