В Харькове разработали нью-"Катюшу"

11 мая 2009, 17:41
Боевую машину ВОВ осовременили: теперь она с кондиционером и спутником.

БМ-21К — национальная система ведения реактивного огня, фото предоставлено Региональным Медиа-центром Минобороны

Харьковские конструкторы в третий раз модернизировали победоносную машину Великой Отечественной войны. Сначала из "Катюши" сделали "Град", теперь — систему ведения залпового реактивного огня со строгим именем БМ-21К.

Дешево и сердито: национальная боевая машина стоит миллион гривен, а разработана на голых патриотизме и энтузиазме. Несколько лет назад Харьковский авторемонтный завод получил заказ на модернизацию машины от Минобороны. Однако работу заводчан и специалистов КБ Морозова никто не стал финансировать. "Работа по созданию боевой машины БМ-21К началась еще в 2001 году, — говорит директор авторемонтного завода Валерий Корецкий. — Вместе с сотрудниками КБ Морозова мы представили несколько вариантов изготовления такой техники. Тогда же решили заменить российскую автомобильную базу УРАЛ-375 на нашу — КрАЗ-260 — с кабиной повышенной комфортности". Параллельно работа по усовершенствованию "Града" велась в других городах Украины. И только в декабре 2008-го Минобороны окончательно решило, что производить машину нужно в Харькове.

Реклама

В современной "Катюше" кабина стала четырехдверной. Раньше внутри могли находиться лишь начальник и водитель. Экипажу из пяти человек отныне мокнуть и замерзать на раме автомобиля больше не придется: в просторной кабине есть и кондиционер на случай жары, и обогреватель, если будут морозы.

Мощность двигателя разработчики увеличили на 60 лошадиных сил — всего 240. Запас хода с 400 км вырос до 500 км, а дизельный двигатель дал возможность увеличить проходимость по бездорожью. Гордость разработчиков — точность поражения цели. С 40-километрового расстояния боевая установка поражает с погрешностью в 90 метров. Сделали большей и дальность точного поражения цели — с 20 до 40 км. Ракеты выпускаются быстрее, чем в "Граде": установку оборудовали системой быстрой перезарядки, все ракеты можно выпустить за 20 секунд (раньше — за 40).

Еще одно ноу-хау — спутниковая система наблюдения и наведения на объект. Разрушительная сила нового "Града" рассчитана на поражение огромных площадей. Уже в ближайшее время первый опытный образец отправят на испытания в Львовскую область. Разработчики надеются, что дальше национальную систему поставят на серийное производство. В Минобороны возможность госзаказа пока не комментируют: говорят, нужно испытать машину. Предшественника БМ-21К "Град" используют во всем мире, всего их около 10 тыс. штук. Они есть на вооружении в Грузии, Венгрии, Венгрии, Болгарии и Алжире.

Реклама

"ЗВЕРЬ" ЗА 1 МИЛЛИОН

БМ-21К — национальная система ведения реактивного огня:

мощность дизельного двигателя — 240 лошадиных сил (увеличена на 60); дальность точного поражения цели — 40 км (увеличена вдвое); максимальная погрешность ведения огня — 90 метров на расстоянии 40 км; оснащена новой системой быстрого перезаряжения и спутниковой системой наблюдения и наведения на объект; максимальная скорость по пересеченной местности — 75 км/ч; запас хода — 500 км; максимальный угол поднятия ракет — 55 градусов; полный пуск всех 40 ракет осуществляется 20 секунд (ускорен вдвое); почти полное отсутствие отдачи во время стрельбы; вес без боекомплекта — 14,5 т.

Реклама

Машина является полностью украинским изобретением, ни одной импортной детали. Стоит "зверь"-машина всего 1 млн грн. Разработчики надеются, что покупатели на такой товар найдутся.