В Харькове трамваи и троллейбусы могут прибавить 50 копеек

22 октября 2009, 18:46
В горсовете решили поднять стоимость проезда в общественном транспорте.

Кондуктор, фото А. Венчука

Харьков ожидает очередное подорожание проезда в трамвае и троллейбусе. На заседании исполкома чиновники проголосовали за то, чтобы привести тариф "в соответствие с экономически обоснованными затратами". Харьковчане говорят, что готовы платить немного больше, лишь бы не было недельных забастовок транспортников, какую довелось пережить совсем недавно.

О возможном подорожании городского транспорта первым заявил Михаил Добкин еще 1 октября. Тогда мэр сказал, что цену на проезд в троллейбусах и трамваях "имеет смысл повысить до стоимости жетона". После забастовки "Горэлектротранспорта", назначения нового руководителя и обещаний провести на предприятии финансовый аудит в мэрии снова неожиданно заговорили о подорожании, причем без конкретики. "Я не могу вот вам так сказать: мы будем поднимать тариф, – говорит сейчас Михаил Добкин. – Если поднятие тарифа будет связано неразрывно с другими шагами, которые позволят нам вывести предприятие из того состояния, в котором оно находится, я не исключаю возможность поднятия тарифа". Определиться, насколько подорожают трамваи и троллейбусы, обещают через месяц. Среди кондукторов уже есть такие, кто знают о стоимости талона в 1,5 гривны. "Сразу после исполкома в депо озвучили такую цифру, да это и наши пассажиры потянут, маршрутки все равно дороже", – сказал нам кондуктор 5-го маршрута.

Реклама

Себестоимость перевозки одного пассажира давно не 1 гривна. Весной секретарь горосовета Геннадий Кернес говорил, что "экономически обоснованный – на уровне до трех гривен". Об этой цифре слышал и главный транспортник Харькова – Евгений Водовозов. "Эта цифра, при которой предприятие нормально работало бы самостоятельно, а не бегало с протянутой рукой, – говорит Водовозов. – Люди бы и зарплату себе зарабатывали, и на техобслуживание хватило бы". О таком никто даже не мечтает: харьковчане точно откажутся от трамвая и троллейбуса. "Согласны чутт-чуть доплатить, но только бы не пешком на работу, как на прошлой неделе", – говорят жители Баварии.

Вместе с подорожанием проезда в мэрии решили "потрусить" кондукторов, в карманах которых оседают деньги пассажиров. Убрать живые деньги от водителей и кондукторов можно только одним путем – перейдя на так называемый единый проездной, или многокарманную карточку. Пригодится в этом опыт Загреба (Польша), говорит советник мэра по экономическим вопросам Фазиль Аббасов. Схема такая: через мобильный и терминалы на остановках харьковчане смогут пополнить свою карточку, единоразовый билет смогут купить приезжие. Кондукторы станут контролерами и будут проверять проездные документы. Тогда деньги "рекой потекут" в "Горэлектротранспорт", думают в мэрии.

МАРШРУТКИ СНОВА МОГУТ ПОДОРОЖАТЬ
Возможно до нового года харьковчане переживут еще подорожание проезда в маршрутках. Тогда трамвай и троллейбус за 1,50, а то и больше, не будет выглядеть таким уж дорогим. Сейчас перевозчики не озвучивают конкретных цифр, но говорят: все возможно. "Повышение минималки и увеличение акциза вылезет боком", — говорит глава Ассоциации харьковских перевозчиков Николай Шевченко.

Реклама

А вот создание единого коммунального предприятия, куда вошли бы и маршрутки, пока отложили. "На примере "Горэлектротранса" мы увидели, как работает менеджмент по управлению такими транспортными предприятиями, — говорит Николай Шевченко. — Если нет средств на зарплату сотрудников ХТТУ, то где возьмут средства на новое КП. Создавать еще один "Горэлектротранс"? Частников лишить работы проще всего. Можно создать корпорацию, в которую войдут самостоятельные коммунальные и частные предприятия. Можно разработать определенные правила работы. В Киеве, где есть муниципальные автобусы, мэрия ежегодно выделет 100—120 тыс. грн. дотаций на каждый. А нам никто не даст".